Форум » Общие вопросы по советским ПЛ » Имена, номера, звёзды, цифры на рубках подводных лодок.. » Ответить

Имена, номера, звёзды, цифры на рубках подводных лодок..

maslopoop: ...написал давно, если не интересно - можно удалить.. В начале 1930-хх годов подводные лодки РККФ I, II, III, IV, V, V-бис, V-бис-2 и ХI серий, как и многие субмарины иностранных флотов, имели кроме бортовых номеров (несколько раз менялись) ещё и свои собственные имена: "Красногвардеец", "Щука", "Камбала", "Правда", "Фрунзевец", "Кировец"…, но с осени 1934г. (15 сентября появился приказ, дававший всем субмаринам литерно-цифровые названия, остававшиеся уже неизменными до 9 июня 1949г.) все они были обезличены - на бортах рубки рисовалась лишь буква и цифры номера - Щ-204, С-10, М-73… Правда, прежние имена некоторых лодок оставались на своих местах, в носу по обоим бортам (у Щ-311, Щ-303). У Л-2 на правом борту названия не было. На лодках IX и IX-бис серий довоенной постройки (закладки?) на рубке крепились латунные литеры "С" и цифры (????на большинстве лодок, сданных флоту после начала Великой Отечественной войны их уже не было - С-14, С-15, С-16, С-17, С-19, С-51, С-54, С-55, С-56, но на С-103 были). У С-1 весной 1940г. на левой стороне рубки латунные литеры её номера. На одном фото С-2 во время ходовых испытаний литеры латунные, на втором - нарисованы тёмной краской. Вероятно, до лета 1937г.(?) бортовые номера балтийских лодок рисовались тёмной (чёрной? красной?) краской - Л-2, Щ-306 (высота букв около метра, длина номера около двух метров). В 1939г. лодки КБФ Д-1, Д-2 и Д-3, входившие в состав 2-го ДПЛ, имели бортовые номера - 21, 22 и 23 - желтого, а черноморские: Д-4, Д-5 и Д-6 - белого цвета (у черноморской Д-4 - бортовой №11 чёрный (красный?) в белой окантовке и чисто белый). М.б., на черноморских лодках до 1932г.(?) цвет номеров, вероятно, чередовался - на фото в августе 1925г. у "Нерпы" и "агешках" в Одессе номера разного цвета: нечётные - белого, чётные - тёмного. На фото североморских Д-2 и Д-3 в 1935г. буква "Д" написана латинским шрифтом - "D". На рубках бывших латвийских лодок помимо металлических (латинский шрифт) букв их имён - "Sрidоlа" и "Rоnis" - были нанесены большие буквы "S" и "R" белого цвета (весна 1941г., см. фото в Либаве). У бывших эстонских - так же остались их имена (металлические буквы, латинский шрифт - "Lемвit" и "Каlеv"). Английские подводные лодки - "Sunfish", "Unbrоkеn", "Unisоn" и "Ursula" (в советском ВМФ - В-1, В-2, В-3 и В-4), переданные нашему флоту в мае 1944г. в счет репарации с Италии, поднимали военно-морской флаг СССР, неся литерные обозначения ВМФ Великобритании - №81 (чёрный, красный?), №42 (белый), №43 (жёлтый?), №59 (белый, жёлтый?) - почти на всю высоту борта рубки. После чего номера были закрашены - в Полярный лодки приходили уже без них, но литые имена лодок (В-4 и В-2) - на правом (на обоих?) борту рубки (у первой ближе к лобовой части, у второй - в кормовой части) оставались до …... Летом(?) 1941г., после начала военных действий (?приказ наркома №1431СС от 18.11.41:…закрасить литеры, убрать любые обозначения, номера, названия и пр….), номера на рубках просто закрашивались краской, спасательные буи снимались, а отверстия заваривались листом металла, но… Щ-306 в июльский поход с буями и неснятыми подкильными концами.. Л-2 так и погибла с буями... У четырёх лодок XII-й серии Северного флота на лобовой части рубки были нарисованы собственные имена - "Ярославский комсомолец" (М-104), "Челябинский комсомолец" (М-105), "Ленинский комсомол" (М-106), "Новосибирский комсомолец" (М-107), причём у М-105 верхняя строка была написана в виде арки, а у остальных - прямо. У М-104 - объёмная металлическая звезда по центру под словом "Ярославский". Слово "комсомолец" рисовалось более мелким шрифтом, особенно у М-104 (2:1) - у М-107 отличным от других шрифтом - с засечками… у М-106 шрифт обеих строк одинаков. Ещё одна малая лодка, но уже XV-ой серии - М-200 - 18 июня 1943г. получила имя "Месть". Тогда же имя собственное получила и лодка IX-бис серии - С-14 - "Героический Севастополь", к сожалению, фото с названиями этих лодок я не видел - на фото в апреле 1945г. у М-200 надписи на рубке нет. В 1944г. имена получили ещё две лодки IX-бис серии. 24 апреля С-16 - "Герой Советского Союза Нурсеитов". "Эска" находилась на переходе с Каспия на Север, но успела совершить один боевой поход. 22 ноября С-17, находившаяся в Молотовске на достройке, получила имя "Советская Сванетия", но в боевых действиях не участвовала. В приказе НК ВМФ СССР №170 адмирала Н.Г. Кузнецова от 12.6.1942 (газета Красный флот №144 от 21.6.1941) был утверждён нагрудный знак командира подводной лодки и групповая награда для экипажа - знак в форме звезды на лобовой части рубки (знак накрашивался на передней части рубки корабля.. представляет собой изображение гранёной пятиконечной звезды с нанесённой на него выпуклой круглой пластинки, представляющей срезанный у основания конус. На срезе имеется круг, покрытый краской того же цвета, в который окрашена рубка корабля. В центре этого круга наносятся цифры, указывающие количество потопленных кораблей. Звезда окрашивается желтой краской: с нанесёнными на неё оранжевыми тенями, а цифры, обозначающие число потопленных кораблей, накрашиваются оранжевой краской. Для подводных лодок типа "М" размеры знака были уменьшены. К слову, звёзды на рубках советских подводных лодок появились ещё перед началом ВОВ - на флоте было введено положение о переходящих призах ВМФ за боевую подготовку и описание переходящего Красного Знамени. В качестве приза использовался бюст И.В.Сталина. В случае получения переходящего приза, экипажу в торжественной обстановке вручался бюст, 5000 рублей на премирование экипажа, командиру экипажа - золотые часы, помощнику командиру и заместителю - ценные подарки. Корабль, завоевавший такой приз в течение года носил нарисованную … на ограждении рубки "красную звезду с золотой окантовкой .. для подводных лодок размером - 0,5 м с золотыми буквами в центре звезды "СССР" такие лодки назывались "Краснозвёздными". Приказ НКВМФ СССР №287 от 27.5.1941. Вероятно, первые звёзды на рубке начали рисовать ещё в 1941 году, отмечая первые победы (может быть, просто торпедные атаки?) - на фотографии А.М. Межуева, сделанной, предположительно, на Черноморском (?) флоте, трое краснофлотцев рисуют цифру "2" в белом кругу в звезде (чуть ниже виден контур другой, более крупной звезды) чуть ниже иллюминаторов "малютки" XII-ой серии. Во второй половине войны, судя по всему, знаки рисовались только после одержанной победы (официально засчитанной), так как на фото С-103, С-15 в апреле-мае 1944г. и В-3 в феврале 1945г. звёзд не было. На фото 1947г. у В-2 (В-4) звезда в круге с цифрой "3". На фото М-201 и М-200 (апрель 1945г.) знак нанесён только у первой - под козырьком волноотбойника. На фото группы командиров балтийских "щук" весной 1942г. в знаке цифра отсутствует (Щ-30?, хотя может быть, ретушь?). На фото капитана 3 ранга К.М. Колосова в звезде (в окружности плоская звезда) С-56 цифра "9". У С-55 в апреле 1943г. в звезде жирная "2". На фото 1945г. три "эски": С-51, С-17 и С-15, и у второй - звезды нет... В кинохронике возвращения из похода С-102 - в звезде цифра "3" (вероятно, август 1943г.). На фото Л-23 в июне 1942г. звезды нет, а на фото летом 1943г. уже есть. У североморских "катюш" звезды рисовались в лобовой части ограждения носового 100-мм орудия. У балтийской К-51 - звезда на лобовой части рубки. После войны у К-53 звезда с цифрой "2" находилась на дверце. У "щук" в большинстве случаев - на дверце рубки, но на черноморской Щ-205 верхний луч звезды нарисован между иллюминаторами (цифра "4" - печатная). В мае 1944г. у Щ-202, как и у Щ-201, в звезде была нарисована цифра "3". У Щ-216 звезда нанесена под иллюминаторами, на высоте человеческого роста, у Щ-406 - на полметра выше, весной 1943г. цифра "8". У Щ-422 звезда верхним лучом почти касалась центрального иллюминатора, а у Щ-402 - была расположена почти на середине дверцы. Лучи звезды первой гораздо толще, чем у второй, а цифры в звезде "сочнее". На рубке Щ-404 была установлена звезда, изготовленная мотористом К.В. Немчинским из старого бронзового иллюминатора, в мае 1945г. в ней была цифра "9". У Щ-421… (см. тетрадь СФ). У Щ-307 звезда с цифрой "5" из-за дверцы нарисована ближе к левой скуле рубки. На североморских "ленинцах" звезды располагались в центре лобовой части рубки, чуть выше казенной части носового орудия, у черноморских - там же, но чуть выше. У тихоокеанской Л-12 очень большая звезда с цифрой "1" чуть выше рубочных иллюминаторов, лучи почти касаются иллюминаторов. Судя по фотографиям, на каждом лодке знаки рисовались в своем стиле. Звёзды на рубках балтийских лодок (С-13, Л-3, Щ-303) имели почти классическую форму, а на черноморском и северном флотах звёзды часто рисовались с уменьшенными лучами - у Щ-215 и Щ-402 очень похожие "сочные" звезды. На некоторых "малютках" (М-35, М-111 и других…), вероятно, с довоенных времен, оставались объемные (литые, штампованные?) металлические звёзды с серпом и молотом, а на М-77 звезда (с серпом и молотом) была вырезана из медного листа. На М-111 верхний луч металлической звезды упирался в нарисованную звезду с цифрой "16". У М-104 при принятии в состав СФ уже была металлическая звезда. На фото М-97 в ноябре 1941г. объемная звезда, как и вся рубка, замазана белой краской (известкой?), видны серп и молот. У М-90 и М-102 весной 1945г. звезд на рубке не было. У М-174 на март 1943г. звезды почему-то не было, хотя еще 21.12.41 ею был потоплен "Эмсхёрн". 23 октября 1944 года приказом наркома ВМФ СССР адмирала Н.Г. Кузнецова за №0080 было утверждено положение об особом знаке за успешные боевые действия: "…представляет собой пятиконечную красную звезду, вписанную в круг; в центре звезды - малый круг, в котором черными цифрами указывается количество успешных боевых действий… при повторных успешных боевых действиях … в центре звезды изменяется цифра… независимо от того, каким оружием был потоплен корабль противника". Вероятно, после этого приказа на Северном флоте и появились круги вокруг звёзд. На фото С-51, Л-20, М-111, В-2 - звёзды вписаны в окружность большого диаметра и похоже, что у "эски" звезда без граней в лучах... хотя летом 1943г. у С-51 звезда с цифрой "1" без окружности. У С-14 зимой 1953г. на рубке было две звезды: верхняя плоская, в нижней цифра "3". У Л-20 на рубке была наварена объемная (литая, штампованная?) металлическая звёзда. Каждый луч звезды делился цветом (вероятно, красно-желтый?) на две грани. Цвет окантовка круга отличался от цвета самого круга. На фото капитана 3 ранга К.М. Колосова звезда на рубке "эски" имеет одноцветные лучи без граней (м.б. некачественное фото?). У С-102 звезда с цифрой "3" на уровне казённика 100-мм орудия., у С-101 после июньского 1943г. похода звезда с цифрой "6". На М-171, переоборудованной в 1944г. в минный заградитель, две звезды в окружностях горизонтально - в левой цифра "2" , а в правой - "11" …. На неопознанной "щуке" (?) - две звезды вертикально на левой стороне дверцы. У черноморской С-33 зимой 1942г. звезда была нарисована (прикреплена?) на полметра ниже волноотбойного козырька; у С-31 в декабре 1943г. звезда с цифрой "5". На рубке А-3 под козырьком, по центру, звезда с цифрой "3". На 9 мая 1945г. у североморских Л-20 и Л-22 на рубках одинаковые звезды - цифры "7" и "6". На общей фотографии экипажа Л-15 летом 1945г. на её рубке - звезде в круге с цифрой "5", а летом 1943г. была цифра "3". У черноморской Л-4 в звезде цифра "4". В звезде М-119 (март 1943г.) цифра "2". Балтийские "малютки" VI-бис серии, отправленные в январе 1941г. на усиленный средний ремонт (М-72, М-73, М-74, М-75 и М-76), до конца войны имели на рубке свои "довоенные" номера (фото М-72). На фото Б-2 весной 1943г. на левом борту чуть позади перископов - Б-2. На фото периода 1943-45гг. у черноморской М-32 на левом борту рубки видны закрашенные буква и цифры её номера. Послевоенные. У К-53 номер гораздо меньшего размера, чем у стоявшей рядом К-56. У Л-21 номер как у "эсок". У североморских "эсок" номера наносились на уровне палубы мостика, до высоты лееров, у "ленинцев" (Л-20, Л-22) - от середины лееров мостика до рубочных лееров. У Щ-303 на правом борту ограждения рубки, словно от руки очень маленькие, а на послевоенном параде - уже нормальные.

Ответов - 16

Андрей С.: maslopoop пишет: ...написал давно, если не интересно - можно удалить.. Уважаемый maslopoop! Все Ваши посты относятся к тематике сайта, поэтому, даже если вдруг они не интересны мне (чего я вовсе не утверждаю), то могут быть интересны другим посетителям форума. Так что удалять я ничего не собираюсь. Пришлось пересортировать немного форум и перенести эту тему из раздела КБФ в более подобающий раздел. Спасибо Вам за интересную подборку!

lumipyry: Нашла на сайте дальнего родственника контр-адмирала Хияйнена Льва Петровича и с удивлением увидела, что в у него в национальности написано "русский". Насколько я знаю, в то время в нашей родне не было ни одного русского, а все были финнами. Ошибка???? Не понимаю, как это возможно.

Umka: lumipyry пишет: в национальности написано "русский" Русский согласно данным из личного дела. Тогда национальность меняли довольно часто чтобы не отвечать на вопросы известных органов.


maslopoop: Umka пишет: Тогда национальность меняли довольно часто чтобы не отвечать на вопросы известных органов. Имена и отчества тоже..

maslopoop: Фото известное, но заинтересовала звезда с "Ш"(?).. никто не подскажет, что это обозначает?.. уверен только, что не штрафбат .. заранее спасибо..

Umka: Как вариант - победитель соц. соревнования или что-то в этом роде.

Umka: Вот еще один вариант звезды на ПЛ "А-3" ("Марксист"):

Мавлюд: Немного по теме, отсюда - Холостяков Георгий Никитич ... www.6lib.ru/books/vehnii_ogon_-5056?download=txt : "Вавилов считал делом чести, чтобы его корабль был передовым, и рубку лодки украшала звезда с буквами, обозначавшими первенство в бригаде: А - по артиллерийской подготовке, С - по связи, Т - по торпедным стрельбам... ".

дрон: Ув. maslopoop, буква Ш в звезде Щ-303 лучшая штурманская часть, и если, как Вы пишите зто 1936 год, то тогда штурман Середа Анатолий Михайлович, а командир рулевой группы Травкин Иван Васильевич. А заслужил этот знак, бывший штурман Балтачи Михаил Николаевич. С уважением, дрон.

maslopoop: дрон пишет: буква Ш в звезде Щ-303 Ув. дрон, большое спасибо! Помещу в пояснениях.. С уважением

Джони: Добрый вечер! Хочется задать вопрос специалистам. Нас интересует подводная лодка Л-2 Сталинец, а конкретно вопрос о том, какой кормовой флаг носила эта лодка?

дрон: До 1935 года, или после? С уважением, дрон.

maslopoop:

maslopoop: Вот фото из вышеупомянутых "Новостей дня".. маленькое, но для меня очень интересное - увидел впервые! На мостике М-173 (слева направо): командир 4-го ДПЛ капитан 2 ранга Н.И. Морозов, помощник командира старший лейтенант А.М. Гаврилов и командир лодки капитан-лейтенант А.В. Терёхин. Полярный, 14 апреля 1942г. Вот что написал дрон : " .. на тумбе перископа между Терёхиным и Гавриловым видны три знака, нарисованных белой краской, и, видимо, более мелко с боку от знака число и год (вероятно ). Мне думается, это так обозначали победы, до введения "звезды"... Тогда, думаю, на этом фото не М-172-М-173, а М-174..

maslopoop: Прочитал у К.М. Сергеева, что в приказе по итогам 4-го похода К-21 21 марта - 3 апреля 1942г.: .. засчитан боевой успех - торпедирование транспорта, на рубке лодки (К-21) появилась цифра "5".. но, судя по фото, звезды у К-21 тогда не было.. первый раз увидел 23 августа!! Где же рисовали цифры?

maslopoop: Нашел в шкафу, рисовал лет 2О назад ..



полная версия страницы