Форум » Малютки » "Малютки"-призраки » Ответить

"Малютки"-призраки

Андрей С.: Интересующиеся историей отечественного подводного флота наверняка сталкивались с упоминанием обозначений малых подводных лодок, которые не встречаются в справочниках корабельного состава флотов СССР. По данным Ковалева Э.А., например, Авдашев В.И. командовал ПЛ "М-29", Гревцев Г.А. командовал ПЛ "М-50", Буль С.П. командовал ПЛ "М-64". В число "малюток"-призраков входит также "М-61" и ряд других. Некоторые исследователи высказывают предположения, основанные на пропуске стапельных номеров на заводе "Красное Сормово", что эти лодки были заложены или планировались к строительству, но потом были сняты с постройки. Есть также предположения, что эти обозначения имели серийные лодки во время испытаний. Кроме того, неизвестно, какие лодки МСЧМ носили в 1934 году обозначения "М-82" и "М-83". Просьба к знающим людям - поделитесь информацией по данному вопросу!

Ответов - 44, стр: 1 2 3 All

Remius: Виктор пишет: Что значит "так же"? Какую аналогию Вы имеете ввиду? Простите, но по-моему раньше в этой ветке был следующий Ваш текст, который на данный момент отсутствует: «М-77». Подводной лодки с двойным заводским номером (61/294, т.е. ленинградским и николаевским) никогда не существовало. Лодка Николаевского Государственного завода (НГЗ) имени А.Марти заводской № 294 в 1935 г. перевезена в Ленинград и после восстановительного монтажа приступила к испытаниям. В архиве ВМФ хранится приказ командующего КБФ от 17-го сентября 1935 г., которым предписано с 1-го сентября выплачивать морское денежное довольствие личному составу начавшей ходовые испытания подводной лодки М-77. Официальные государственные испытания закончились 4.11.35 г., тогда же подписан приёмный акт № 166. О вступлении в строй отдан приказ по флоту № 0023 от 22-го ноября 1935 г., где сказано: окончившую сдаточные испытания подводную лодку М-77 числить с 15-го ноября 1935 г. вступившей в строй действующих кораблей КБФ с зачислением в 10-й дивизион 2-й БПЛ. В 1936 г. переименована в подводную лодку М-85 (именно в то время и по этой причине командир М-77 старший лейтенант Субботин Г.А. оказался командиром М-85, а штурман М-77 Пархоменко Г.В. - командиром БЧ-1 М-85). Во исполнение постановления правительства от 31.07.39 г. об отправке на Тихоокеанский флот десяти подводных лодок типа «М» из состава Краснознамённого Балтийского и Черноморского флотов в том же году перевезена на Дальний Восток. Судя по архивным документам, первые балтийские четыре лодки, среди которых была и М-85, погружены на транспортёры в августе 1939 г., отправка намечена на 18-20 августа. Видимо, А.В.Платонов прав, называя 19-е августа датой отправки М-85 на ДВ. Как известно, 27 октября 1939 г. переименована в М-45. Лодкой командовал тогда старший лейтенант Тращенко Семён Зосимович, командиром БЧ-1 был лейтенант Сазонов С.С., а командиром БЧ-5 - воентехник 1 ранга Вдовиченко Н.К. Подводная лодка (зав. № 61), построенная в Ленинграде на Государственном судостроительном и механическом заводе «Судомех» , в планах организационных мероприятий на КБФ и дополнениях и изменениях к ним, разрабатываемых в Штабе РККА, именовалась сначала М-65, затем М-75 и, наконец, М-85, под последним обозначением и вышла на испытания. Приказом командующего КБФ № 0106 от 8.05.36 г. личный состав подводной лодки М-85, начавшей ходовые испытания, с 0 часов 27-го апреля 1936 г. зачисляется на морское денежное довольствие. После окончания заводских лодка с 27 мая была допущена к официальным сдаточным испытаниям. Принимала корабль Комиссия, назначенная приказом по МС РККА № 044 от 29.04.36 г. под председательством военинженера 1 ранга Кюна Н.И. 13-го июня 1936 г. начальник 4-го отдела штаба КБФ капитан 2-го ранга Петров Б.А. сообщил начальнику Отдела кораблестроения Управления МС РККА инженеру-флагману 2-го ранга Алякрицкому Б.Е. «оперативные номера, присвоенные находящимся в постройке подводным лодкам КБФ», в том числе лодке типа «М» VI-бис серии заводской № 61 - «М-77». К сожалению, приказа о присвоении номеров найти (надеюсь - «пока») не удалось. Приказом командующего КБФ № 0171 от 25-го июня 1936 г. закончившая сдаточные испытания и принятая от завода «Судомех» подводная лодка М-77 (заводской № 61) с 25-го июня 1936 г. включена в состав действующих кораблей КБФ с зачислением в 24-й дивизион 2-й БПЛ. С того же числа на лодке приказано поднять военно-морской флаг и числить её вступившей в кампанию." Относительно этого и писалось "так же".

Umka: Виктор пишет: всё не так просто и ничего пока не ясно Извините, неправильно построил фразу. Наверно, моя реплика должна звучать так: "Ясно только одно: В.М. Прокофьев никогда не командовал "М-46", (строительный номер "С.301", ССЗ № 198)" В июле - ноябре 1939 эта лодка имела другой тактический номер. Полагаю, новый был присвоен где-то в конце октября - начале ноября 1939. Иначе, в послужной карте Прокофьева было бы написано: "командир М-86".

Remius: Umka пишет: В июле - ноябре 1939 эта лодка имела другой тактический номер. Полагаю, новый был присвоен где-то в конце октября - начале ноября 1939. Иначе, в послужной карте Прокофьева было бы написано: "командир М-86". Не факт. Послужные карты были введены далеко не сразу и за 30-е годы заполнялись задним числом. Многие подробности в них сглаживались.


Umka: Remius пишет: Послужные карты были введены далеко не сразу и за 30-е годы заполнялись задним числом. Не подскажете, на основе чего происходило заполнение документов.

Remius: Точно сказать не могу, но ПК с автобиографиями не всегда совпадают и в них в крайне правой колонке как правило указываются номера приказов. Может на основании удостоверений личности или что там вместо них было в то время? Например ПК на Расточиля заполнена одним почерком, включая последнюю запись об исключении из списков в 1943 году.

Виктор: Remius, вот теперь всё понятно: т.е как у М-77/М-85? Согласен. Я как-то не обратил внимания, что текст о М-77 исчез. Интересно, чем это вызвано?? М.б., Андрей С. знает?

Remius: Спасибо за ответ. Я думал, Вы сами этот текст сняли, а раз нет, то самое время спросить у модератора :)

Андрей С.: Remius пишет: Спасибо за ответ. Я думал, Вы сами этот текст сняли, а раз нет, то самое время спросить у модератора :) Удалиться сообщение может в результате действий модератора (или администратора) форума, автора сообщения или же в результате системной ошибки сервера, на котором работает форум. Поскольку я к этому событию непричастен, Виктор Николаевич, судя по всему, - тоже, то остаётся последний вариант. Какое-то время назад администрация сервиса, предоставляющего эти бесплатные форумы, присылала мне сообщение, что в результате сбоя могли исчезнуть учетные записи некоторых участников. Возможно, сбой коснулся не только участников, но и некоторых их сообщений. Неприятное открытие - впору пробовать делать резервные копии, поскольку часть важной информации, поведанной знающими участниками форума, может исчезнуть...

Umka: Еще одна "малютка"-призрак. Если это не тихоокеанская "М-63", то что тогда? Николаевская постройка? "М-20" или "М-21"?

Remius: Это 6-я бис серия. В 6-м черноморском дивизионе 3-я лодка - первая из вступивших 6-й бис М-53.

Umka: Remius пишет: В 6-м черноморском дивизионе 3-я лодка - первая из вступивших 6-й бис М-53 Тогда выходит, что это "М-56" (в дальнейшем "М-48"). Я правильно понял?

maslopoop: Remius пишет: Это 6-я бис серия. На "Цусиме" сказали... http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=97&p=211 ... №5261 и ниже..

Umka: maslopoop пишет: На "Цусиме" сказали.. Там я внятного ответа на вопрос не увидел. Можно с полной уверенностью сказать, что снимок сделан на Балтике в середине 1930-х. На заднем плане видна характерная рубка одного из "Барсов". Черноморская "Нерпа" ("Политрук") к моменту появления "малюток" уже была исключена из списков РККФ (в 1930). Как вариант, так как цифра "6" видна не совсем четко, и принимая во внимание возможную работу ретушера, может это "М-83"?

дрон: Ув. Umka Вы правы это М-83, но дело не в ретуши, а в поручне, который находился на приличном расстоянии от рубки, и скрывал часть номера, так на всех ,,малютках,, этой серии. Но я немного отвлекся, а написать хотел, что обнаружил в выписках из архивов запись, что по приказу от 26.11.1940 года (чей приказ не указано) лодки типа С КБФ получают другие номера ( к примеру С-8 должна стать ПЛ № 111 ), потом видимо приказ отменили, но как говорят ,,осадочек остался,, Что это, первая попытка переделать нумерацию подлодок под германскую, или что-то другое. С уважением, дрон.

дрон: Продолжу про призраки. Уважаемый Виктор пишет, что Расточиль Е.Г. по приказу НК ВМФ от 2.11.1939 года назначен командиром М-61, но до этого приказа был другой приказ НК ВМФ №01818 от 16.7.1939 года, где Расточиль Е.Г. назначается командиром М-48 2 БПЛ ЧФ. В этом же приказе назначаются: Николаев А.А. командиром М-45, Прокофьев В.М. командиром М-46, и т.д. На М-46 приказом от 8.12.1939 года назначен механик Ефремов М.Х. Но вскоре эти призраки исчезают, по приказу от 2.11.39г. Расточиль Е.Г. на М-61, Прокофьев В.М. на М-51, Николаев А.А. по приказу от 29.3.1940г. на М-62, а Ефремов М.Х. по приказу от 10.4.1940г. на ТЩ ЧФ. Призраки исчезли? Не тут-то было. Николаев А.А. 29.6.1940г. с должности командира М-62 22див. 2 БПЛ ЧФ приказом НК ВМФ №01946 от 29.6.1940г. назначается командиром М-111 Отряда вновь стр. п/кораблей КБФ, заметьте - КБФ и только по приказу НК ВМФ от 24.1.1941г. он значиться командиром М-111 ЧФ. Что зто, одни и те же лодки меняют по три раза номера? Все они в Горьком на заводе, а их числят то в одном то в другом флоте? По поводу командования М-31 Морозовым Н.П. тут я склонен думать, что Морозов на короткое время (14.6.40-29.7.40) или заменял Расточиля, или была ракировка лодками, а затем обратная, возможно сказалось недавнее увольнение Расточиля, и его приглашали в гости в органы. Все очень мутно, но есть и лучик в темном царстве, 8.12.1939г. на М-61 назначен механик Фомин И.Н. в 1940 году он уходит на другую должность, а на М-61 назначен Медведев Л.С. который в свою очередь в августе 1941 года с должности командира бч-5 М-61 назначен на ТЩ ЧФ, так вот в конце войны в наградном листе написано, что он воюет с 22.6.41г. на Чф и совершил три боевых похода к берегам Румынии на М-31, вывод М-61 стала М-31, а кем была до М-61? Не так страшен черт, как его малютки. С уважением, дрон.

Виктор: Представляю на обсуждение некоторые соображения, появившиеся в процессе ознакомления с документами о службе А.И.Маринеско. Два непреложных факта: 1) 22 мая 1939 г. помощник командира подводной лодки Л-1 старший лейтенант Маринеско А.И. приказом НК ВМФ назначен командиром подводной лодки М-96; 2) подводная лодка М-96 построена на заводе № 112 «Красное Сормово» (так утверждают все источники, включая архивные). Вместе с тем, архивные документы свидетельствуют и о том, что в мае 1939 г., т.е., в момент назначения А.И., подводной лодки с таким литерно-цифровым обозначением за сормовским заводом …. не числилось. Здесь нужно сказать, что, начиная со второй половины 30-х годов, все утверждённые к постройке подводные корабли ВМФ уже в планах организационных мероприятий получали обозначения, которые можно назвать «условными», поскольку при необходимости (например, изменение места назначения) эти номера (обозначения) менялись. Более того, учёт предназначенных для флота кораблей вёлся и соответствующими отделами штаба на каждом флоте, причём данные Центра и флота по разным причинам нередко расходились. (Например, Юнаков Е.Г. некоторое время в штабе ВМФ числился командиром подводной лодки М-81, а на флоте - командиром М-79. Об этом требуется рассказать отдельно). Официально подводная лодка получала наименование со вступлением в строй. (Так было не всегда. Я пытался рассказать на «Цусиме» об истории присвоения названий лодкам 2-й серии, но понимания и поддержки не нашёл и сообщение убрал). После этого небольшого отступления вернусь к М-96, вернее, к истории постройки подводных лодок XII-й серии на заводе № 112. В соответствии с двумя прямыми договорами от 1937 г. завод «Красное Сормово» обязался «построить из своих материалов» 15 подводных лодок типа «М» XII-й серии (семь для Черноморского флота и восемь для Тихоокеанского) и сдать их заказчику в 1938 г. (последнюю - 15-го ноября 1938 г.). Вскоре выяснилось, что завод с задачей не справляется. Как следует из письма наркома ВМФ М.П.Фриновского председателю КО при СНК В.М.Молотову от 16.10.1938 г. «работы по этим кораблям ведутся совершенно неудовлетворительными темпами», причём 4 лодки ещё даже не были заложены и договор на их постройку отсутствовал. Техническая готовность первых шести «малюток» (заводские №№ 9685, 9686, 9699, 9695/1, 9695/2 и 9695/3) по состоянию на октябрь 1938 г. оценивалась в пределах от 80% (головная) до 30% (последняя), и надежд на выполнение плана постройки не оставалось. Лодки эти изначально предназначались для Черноморского флота, но 20.04.1938 г. начальник Управления кораблестроения РККФ инженер-флагман 3 ранга Горшков сообщил Уполномоченному УК РККФ в г. Горьком военинженеру 1 ранга Парсаданову, что просьба завода «Красное Сормово» и Наркомата машиностроения об оставлении головной подводной лодки XII-й серии для испытаний на заводе с последующей отправкой её в КБФ подлежит удовлетворению. Так головная лодка заводской № 9685 («несостоявшаяся» М-57 ЧФ) оказалась в составе Балтийского флота. 4.08.1938 г. начальник ГМШ ВМФ флагман флота 2 ранга Галлер Л.М. известил начальника Управления кораблестроения, что «в соответствии с решением заместителя НК ВМФ флагмана 2 ранга Смирнова очередная партия подводных лодок типа М-III в количестве 6 единиц, подлежащих сдаче Сормовским заводом, должна быть распределена следующим образом: две - в состав Краснознамённого и четыре - в состав Черноморского флота…». Так в состав КБФ была передана ещё одна лодка завода № 112; ею оказалась лодка заводской № 9699. Несколько слов о заводских номерах Сормовского завода. Все известные мне справочники утверждают, что лодки были заложены под трёхзначными заводскими номерами (247, 248, 249 и т.д.), однако они были введены где-то с 1940 г.(точной даты не знаю) и названные мною номера нигде не упоминаются, что создаёт трудности в идентификации лодок. Существование же их подтверждается многими документами, в том числе приказами НК ВМФ (например, в № 0723 от 26.12.1939 г. говорится о включении в состав 26 дивизиона подводной лодки М-96 (заводской № 9685), а в состав Черноморского флота другим приказом включена М-58 (заводской № 9695/2). 7 февраля 1939 г. в отношении 11 (из 15 запланированных) малых лодок Управлением кораблестроения ВМФ заключено с заводом дополнительное соглашение, согласно которому эти 11 лодок должны быть сданы в период со 2.06 до 15.12.1939 г. и распределены по флотам следующим образом: Тихоокеанский флот - 3, Краснознамённый Балтийский - 2 и Черноморский - 6. Предназначенные для КБФ две лодки намечалось 20.05. 1939 г. отправить в Ленинград на завод № 196 («Судомех») для окончательной достройки и ввода в строй. Здесь мне придётся сделать ещё одно отступление. Этот завод строил лодки XII-й серии для Северного и Балтийского флотов, и в 1939 г. в его производственный план была включена постройка нескольких таких лодок, в том числе лодок М-95 - М-97. Предполагаю, что именно с утверждением плана ОМ-39 переданные с сормовского завода подводные лодки и получили, в продолжение уже существующей нумерации, обозначения М-98 и М-99. Перейду к документальному подтверждению своей версии. 1.Директива штаба КБФ, № 41/491 сс от 19 апреля 1939 г. Командиру 3-й БПЛ КБФ. Утверждённым заместителем НК ВМФ планом организационных мероприятий КБФ на 1939 г. по Вашему соединению предусмотрено: I. Ввести в строй. 1. Подводные лодки М-94 (зав. № 118), М-95 (зав. № 119), М-98 (зав. № 9685) и М-99 (зав. № 9699) - все по штату № 36/732-А. Начальный срок проведения мероприятия - 1 мая 1939 г….. II. Назначить кадр на: 1. Подводные лодки М-96 (зав. № 120) и М-97 (зав. № 121) - по проекту штата (комсостав - 1, начсостав - 1, младший комсостав - 9, всего 22 человека на обе лодки). Начальный срок проведения мероприятия - 1 июня 1939 г….». 2. № 41/1912с от 12 декабря 1939 г. Начальник штаба КБФ капитан 1 ранга Пантелеев Ю.А. пишет начальнику ГМШ РК ВМФ о составе 3-й БПЛ и предложениях о реорганизации бригады и переименовании лодок., называя, в частности, подводные лодки зав. № 9685 (М-98), зав. № 9699 (М-99), зав. № 120 (М-96), зав. № 121 (М-97) и др. 3. Штаб КБФ, 10 апреля 1940 г., № 41/546 сс. Командиру ОВС и КР ПК КБФ. Утверждённым заместителем НК ВМФ планом организационных мероприятий КБФ на 1939 г. по Вашему соединению предусмотрено: I. Ввести в строй. …………………………………………………………….. д) две подводные лодки М-98 и М-99 (по плану ОМ-39 числились М-96 и М-97), обе по штату № 36/732-А. В 1939 г. был дан штат № 4/954-Б кадра на 22 человека на обе лодки. Начальный срок проведения мероприятия - 1.03.40 г., окончания - 1.05 и 1.06.40 г… Вывод: В соответствии с утверждённым планом ОМ-40 на КБФ подводные лодки, строившиеся на заводе № 196 в г. Ленинграде под заводскими номерами 120 и 121 и имевшие обозначения М-96 и М-97, были переименованы в М-98 и М-99, а включённые в списки кораблей КБФ сормовские лодки заводские №№ 9685 и 9699 (с введением новых заводских номеров - 247 и 249) стали именоваться М-96 и М-97. Переименование произведено, скорее всего, в связи с тем, что лодки завода № 112 опережали в постройке ленинградские и первыми готовились вступить в строй, что и случилось.

дрон: Уважаемый Виктор, это что же получается, Маринеско А.И. сначала был командиром М-96 (зав. № 102), а после 10 апреля 1940 года он получил назначение на М-96 ( бывшая М-98 зав. № 9685), соответственно перешли на другие лодки Мыльников А.И. Бурденко В.Н. и Попов Б.М. Да уж, если я правильно разобрался в этой головоломке. Что касаемо поста о второй серии, то мое мнение по этому вопросу таково. Во первых уже существовали лодки с такими названиями, и это внесло бы путаницу в документы, а во вторых, я думаю, подспудно начальство понимало, что флот строится, и названий на всех не хватит, выход - номера, так в дальнейшем и поступили. А вообще представьте парад на день ВМФ. Диктор по радио: ,, Вот мимо нас проходят в гордом строю славные подводники РККФ, лодки ,,Бычек,, Бунтарь,, Карась,, Коммунист,,Щука,, Сталинец,, - дурдом на корпоративе. Пы Сы лодки собрал с разных флотов для куражу. ПыСы 2 а по Бакшееву А.Н. интересно, у меня он, как подводни не проходил, знаю что пом. Т-118 он с декабря 1943 года. С уважением, дрон.

дрон: Тогда получается, что Шалаев П.М. был командиром М-99 и ушел с нее до переименования. Тогда почему это не отображено в приказах о назначениях, по ,,катюшам,, хоть исправлеия в УК есть, а у ,,малюточников,, все чисто. А Каптелинин А.П. пришел на лодку за год до Маринеско, а в феврале 1940 года ушел, так он может и не у Маринеско механиком был, а у Бурденко? Блин, и не спросить у них. А что приказы говорят Виктор Николаевич? Неужели нет следов этих переименований во флотских и бригадных приказах? С уважением, дрон.

дрон: Посмотрел по механикам на этих четырех лодках, если раньше все более менее складывалось, то теперь все рассыпалось, как карточный домик, полный мрак. Создалось такое впечатление, что после изменения номеров, экипажы перевели в полном составе на подлодки со старыми номерами, то есть офицеры с М-96 (зав. №9685) перешли на М-96 (зав. №120). Ладно, разберемся, интересно. С уважением, дрон.

дрон: По лодкам М-98 и М-99. Приказом НК ВМФ № 01818 от 16.7.39г. получили назначение на М-98 лейт. Бурденко Владимир Николаевич ( в апреле 1941 года ушел пом. на ,,Калев,,) а на М-99 этим же приказом назначен лейт. Попов Борис Михайлович ( погиб на лодке в июне 1941 года ), в то же время, июнь 1939 года, после окончания ВВМИУ назначения получили, на М-98 в/т 1р. Гордов Павел Терентьевич, на М-99 в/т 1р. Вялых Владимир Григорьевич ( оба механика погибли на этих лодках). Но после сообщения Виктора Николаевича эта стройная картина рухнула, хотя и до этого она была не совсем стройная, так как не все понятно с Вялых В.Г. ибо по моим записям (пока проверить их точность не могу) 29.9.39 г. он получил новое назначение на типа М- 12 серии ( варианты М-102 и М-31), но потом оказался опять на М-99. Вот такая свистопляска. С уважением, дрон.



полная версия страницы