Форум » Малютки » Подводная лодка "М-174" (ex "М-91") XII серия » Ответить

Подводная лодка "М-174" (ex "М-91") XII серия

Андрей С.: В данной теме рассматриваются вопросы, связанные с историей подводной лодки "М-174" (бывшая "М-91") XII серии: постройка, служба, боевое применение.

Ответов - 11 новых

Виктор: Хочу поделиться некоторыми сомнениями, возникшими после ознакомления с опубликованными сведениями о подводной лодке М-91/М-174. В тексте указано, что а) лодка заложена под литерно-цифровым обозначением 29.05.37 г. и спущена 12.10.37 г.; б) 21.06.38 г. вошла в состав КБФ, флаг подняла 4.11.38 г.; в)16.06.39 г. переименована в М-174 и 21.06.39 г. вошла в состав СФ. Мне известно, что эти даты указаны в работах таких авторитетных исследователей как В.И.Дмитриев и С.С.Бережной, к которым отношусь с большим уважением и доверием, понимая в то же время, что их работы готовились более четверти века назад в условиях тотальной секретности и жесткого ограничения доступа к необходимым материалам и документам. В силу объективных причин они не могли избежать некоторых неточностей и ошибок. Во-первых, ни одна из «малюток» не закладывалась под литерно-цифровым обозначением, все получали только заводские номера, иногда неофициально их называли «спецсудами» (с) или «специальными судами» (с/с) с добавлением заводского номера. В «Историческом журнале ПЛ М-174» (хранится в Музее СФ) указано, что она была заложена 29.04.37 г., а спущена 7.07.38 г., сдаточные испытания закончены 23.10.38 г., а военно-морской флаг поднят в 15 часов 4.11.39 г. Поскольку ходовые испытания начались только 29.08.38 г., лодка никак не могла войти в состав КБФ 21-го июня. Более того, в архиве ВМФ хранится приказ по КБФ от 10.11.38 г., которым закончившая сдаточные испытания и принятая от завода № 196 подводная лодка М-91 (заводской № 105) с 4-го ноября 1938 г. включается в состав действующих кораблей КБФ с зачислением в 27-й дивизион 3-й бригады ПЛ. Исключена из состава КБФ приказом НК ВМФ от 16.06.39 г. и тем же приказом зачислена в состав 4-го дивизиона БПЛ СФ с переименованием в М-174 (штат № 36/612). Хотелось бы узнать мнение любителей истории подводного флота по изложенным фактам. Во-вторых, мне думается, нужно было бы указать и первого командира этой лодки - лейтенанта (с 10.02.38 г. старшего лейтенанта) Нырова Бориса Алексеевича, допущенного к исполнению должности приказом КБФ 4.07.38 г. и утвержденного наркомом ВМФ 7.07.38 г. Видимо, следовало бы упомянуть и о крупной аварии (столкновение 20.09.38 г. вышедшей на испытания М-91 с буксиром Ленинградского военного порта ЛП-1) в результате которой лодка была вынуждена прекратить приёмные испытания и отправиться в ремонт примерно на 20 дней (ещё одно свидетельство того, что М-91 не могла войти в состав КБФ 21.06.38 г.). Нарком ВМФ командарм 1 ранга Фриновский М.П. тогда (10.10.38 г.) приказал отстранить командира М-91 от командования кораблём и предать суду Военного Трибунала. Этот факт вводит некоторых в заблуждение. Дело в том, что во время аварии лодкой командовал старший лейтенант Филов Н.А. (временно заменял заболевшего командира), и наказан был именно он, а не штатный командир Ныров, который оставался командиром до 21.12.38 г. (Ковалёв Э.А. ошибочно указывает 21.10.39 г.

Андрей С.: Спасибо, Виктор Николаевич, за существенные поправки и уточнения! Виктор пишет: сдаточные испытания закончены 23.10.38 г. Правильно ли я понял, что приёмный акт был подписан этой датой, т.е. 23.10.1938? И ещё один вопрос: что из себя представляет "Исторический журнал ПЛ М-174" и насколько можно ему доверять? С уважением, Андрей С.

Виктор: Отвечаю на вопросы. 1. Нет, не значит, хотя и известно много случаев подписания приёмного акта в день окончания испытаний. Мне кажется, Вы придаёте слишком большое значение этому документу, который без соответствующего утверждения является, по сути, простой бумажкой, важной, пожалуй, только для строителей (выполнение плана сдачи, премии и награды). Не случайно В.И.Дмитриев тут же указывает дату включения лодки в состав одного из флотов. 2. Для заполнения «Исторического журнала» (для краткости далее - ИЖ) назначается один из офицеров, и всё зависит от отношения этого конкретного человека к порученному делу. Впрочем, они иногда заполнялись задним числом, переписывались и исправлялиь, умножалось количество ошибок и описок. Например, в «ИЖ» Щ-421 написано, что лодка была заложена на Коломенском заводе № 112 (!!) 20.11.34 г., а приёмный акт подписан 5.12.34 г.(!!). Данные из «ИЖ» М-171 использовал в своей работе В.И.Дмитриев (заложена 14.06.36 г., спущена 11.09.37 г., флаг поднят 12.12.37 г.), в то время, как, по архивным данным, флаг на этой ПЛ был поднят 25.12.37 г. Тот же В.И.Дмитриев датой закладки Щ-114 называет 10.10.32 г., в одном из архивных документов говорится о закладке этой лодки в декабре 1932 г., а в «ИЖ» «Севрюги» (в начале 60-х хранился в секретной части 4-й ОБПЛ ТОФ) называется 10.12.32 г., чему я и склонен верить. Так что, всё зависит от исполнителя. Хочу пояснить, что мои частые ссылки на Дмитриева В.И. свидетельствуют лишь о том, что считаю его наиболее авторитетным в этом вопросе.


Виктор: Один из документов из архива - к сказанному выше: "Председатель Постоянной Приёмной Комиссии - Начальнику МС РККА, № 112, 19 июля 1936 г. Представляю на Ваше утверждение приёмные акты: за № 203 на п/л Щ-321 (С-260) и № 204 на п/л Щ-313 (С-253). Обе X серии постройки Балтийского завода им.Серго Орджоникидзе. Официальные испытания начаты 21.06.36 г., закончены 9.07. Доделки, отделочные работы, сдача снабжения и оформление сдачи п/лодки закончены к 17 июля 1936 г. Председатель ППК флагман 1 ранга Векман.

Андрей С.: Уважаемый Виктор Николаевич! Виктор пишет: а военно-морской флаг поднят в 15 часов 4.11.39 г. Мне кажется, что данная запись в ИЖ выглядит весьма сомнительно, поскольку в таком случае М-174 перешла на Север без военно-морского флага? К тому же это ровно на год отличается от приказа о включении лодки в состав действующих кораблей КБФ. С уважением, Андрей.

SeeMin: Попалась в сети интересное фото ("Великая отечественная война в фотография и кинодокументах", 1941 г.) Бойцы морской пехоты держать спасательные круги с потопленного транспорта. Главное, надписи на круге - это венок с могилы покойника круг с места потопления транспорта "Эмсхёрн".

Андрей С.: Действительно интересный снимок! Получается, что выловили как минимум 2 спасательных круга.

Виктор: Андрей С. заметил мою грубую и непростительную ошибку: конечно, в «ИЖ» написано о подъёме флага 4.11.1938 г. (!!), а не 1939-го. Впредь постараюсь быть более внимательным и не вводить в заблуждение уважаемых участников форума. А теперь хочу вернуться всё к той же М-91/174 и, в свою очередь, поделиться сомнениями в правильности изложенных на сайте сведений о службе командиров этой лодки Нырова и Пархоменко. Ныров Б.А. службу в ВМФ начал в 1933 или в 1934 г. (в документах встречаются обе даты), в 1935 г. окончил Курсы ускоренной подготовки комсостава флота (КУПКС) КБФ, получив военное (тогда говорили и писали именно так) звание «лейтенант» и назначение командиром рулевой группы ПЛ (приказ НКО СССР № 0386/п от 2.02.36 г.). С 7 марта того же года зачислен в списки личного состава 2-й БПЛ и назначен командиром штурманского сектора М-71 (приказ командира 2-й БПЛ № 018 от 15.03.36 г.). «Назначен» - так сказано в приказе, однако комбриг таких прав не имел. Видимо, речь идёт о временном назначении (допуске к временному исполнению должности). 17 апреля 1936 г. - назначен командиром БЧ-1 М-71 (приказ ком КБФ № 069). На сайте утверждается, что Ныров Б.А. с осени 1936 до 9.02.38 г. был штурманом 23-го дивизиона. Утверждение сомнительно. Действительно, в августе-сентябре 1937 г. командир и военком 3-й БПЛ ходатайствовали перед командованием о переводе Нырова Б.А. на должность дивизионного штурмана 23-го дивизиона вместо лейтенанта Мишарина И.Г.,но уже 11 ноября 1937 г. комбриг-3 просит ОКНС представить лейтенанта Нырова Б.А., «ранее выдвигавшегося дивизионным штурманом», на должность командира той же М-71. Следует сказать, что не исключена возможность временного пребывания (по совместительству) штурмана М-71 Нырова на должности дивизионного штурмана упомянутого дивизиона, поскольку Мишарин И.Г. с 11.07.37 г. был допущен к ИД флагманского штурмана 3-й БПЛ. 25 декабря 1937 г. командир БЧ-1 М-71 лейтенант Ныров Б.А. освобождается от занимаемой должности и допускается к ИД командира М-71 (приказ по КБФ № 0276.) 9 февраля 1938 г. назначение утверждено приказом НК ВМФ № 072. Старший лейтенант (10.02.38 г.) 4 июля 1938 г. - допущен к ИД командира М-91 (приказ по КБФ № 0228). Утверждён наркомом ВМФ 7.07.38 г. 21 декабря 1938 г. - назначен помощником начальника 7-го отдела (подводное плавание) штаба КБФ (приказ по КБФ № 0458). 23 апреля 1939 г. - назначен помощником начальника 2-го отделения (подводное плавание и ПЛО) 2-го отдела штаба КБФ. Очевидно, это назначение связано с изменением штатов. В мае 1939 г. обеспечивал переход подводной лодки М-87 от Ораниенбаума до Повенца. 13 октября 1939 г. назначен помощником начальника штаба 2-й БПЛ (приказ НК ВМФ № 02745). 3 октября 1940 г. назначен командиром ПЛ «Калев». Капитан-лейтенант (30.11.1940 г.)

Виктор: Исправление: второй абзац следует читать: « А теперь хочу вернуться к командирам «малюток» и поделиться сомнениями в достоверности сведений о командирах лодок Нырове и Пархоменко". Последний М-91 не командовалю

Андрей С.: Рад снова "видеть" Вас на форуме, Виктор Николаевич! Ваши замечания по Нырову будут в ближайшее время учтены и опубликованы на сайте. Тем не менее, очень хотелось бы вернуться к Вашим сомнениям по поводу биографии Пархоменко. Можно в разделе "Подводники", а можно и во вновь созданной теме о ПЛ "М-93", которую Пархоменко переводил на Север. ПОСТЫ УЧАСТНИКОВ "Виктор" И "Umka", КАСАЮЩИЕСЯ ПЛ "М-93" ПЕРЕНЕСЕНЫ В СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ТЕМУ.

Андрей С.: На сайте внесены поправки по Нырову Б.А. Виктор пишет: поскольку Мишарин И.Г. с 11.07.37 г. был допущен к ИД флагманского штурмана 3-й БПЛ. Капитан-лейтенант Мишарин в 1941 году после обороны Моонзундских островов оказался в Швеции (видимо был на борту тральщиков-"ижорцев", которые прибыли в Швецию с Эзеля). Кому-нибудь известна его дальнейшая судьба? ВСЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ОТВЕТЫ ПО МИШАРИНУ И ДРУГИМ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, ИНТЕРНИРОВАННЫМ В ШВЕЦИИ, ПЕРЕНЕСЕНЫ В ДРУГУЮ ВЕТКУ



полная версия страницы