Форум » Краснознамённый Балтийский флот » Гибель Щ-319 » Ответить

Гибель Щ-319

maslopoop: Вечером 20 сентября из Кронштадта вышли Щ-319 (капитан-лейтенант Н.С. Агашин, инженер-капитан-лейтенант М.И. Осипов) - на позицию в районе Либавы и Щ-320 (капитан-лейтенант И.М. Вишневский, инженер-капитан-лейтенант Н.Ф. Никулин) - в северную часть Данцигской бухты, но при выходе с Большого Кронштадского рейда лодки разделились и форсировали Финский залив уже самостоятельно. Щ-319 донесения о прохождении меридиана 24о (кодовый сигнал - "Паркет") и выходе в Балтийское море (кодо-вый сигнал - "Зерно") не давала, на запросы не отвечала и в базу не вернулась. Долгое время считалось, что лодка погибла, подорвавшись на мине 21-23 сентября на переходе остров Родшер - устье Финского залива [Щ-320, вы-шедшая одновременно с Щ-319, трижды передавала сигнал о выходе в Балтийское море. Когда она благополучно вернулась в базу, выяснилось, что из восьми посланных с её борта радиограмм была принята лишь одна - 6 октября в 13:15. Как оказалось, радисты штаба БПЛ в Кронштадте работали на прием с обеих лодок на одной длине волн, а лодочные радисты - на другой, на которой им и было указано работать. Из-за неполучения сигналов с "триста двадцатой" выход в море следующей группы подводных лодок был задержан на две недели. Вначале объявили виновным командира БЧ-1-4 лейтенанта Ю.И. Трубицина, а позднее лодочных радистов, якобы перепутавших длину радиоволн. Но виновниками отсутствия связи с Щ-320 и Щ-319 являлись флагманские связисты БПЛ, так как, по данным немецкой радирразведки Щ-319 неоднократно выходила в эфир со своей позиции в западной части Ирбенского пролива. Вполне возможно, то же произошло в октябре с С-8, так же ни разу не вышедшей на связь]. Но, по иностранным данным, 27 сентября группа кораблей Кригсмарине "Вестштурм" - легкие крейсера "Лейпциг" и "Эмден" в сопровождении миноносцев Т-7, Т-8 и Т-11 - возвращалась от западного берега полуострова Сырве после двухдневного обстрела тамошних позиций защитников острова Эзель (Сааремаа) и в 11:50 радисты "Эмдена" засекли радиопередачу неизвестного происхождения, содержание которой понять им не удалось. В 14:27 сигнальщики "Лейпцига" примерно в двенадцати милях к западу от Виндавы обнаружили с правого борта, со стороны открытого моря сначала перископ подводной лодки, а сразу затем - и след торпеды, идущей на крейсер. Одновременно акустики миноносца Т-7 подтвердили обнаружение подводной лодки. Оба крейсера резко изменили курс, и торпеда прошла буквально перед форштевнем "Лейпцига". Миноносец Т-7 в это время по данным гидроакустики атаковал лодку, сбросив несколько глубинных бомб. Спустя несколько минут была замечена вторая торпеда, и на этот раз акустики уже на обоих крейсерах засекли подводную лодку. К атаке по ней присоединился Т-11, но вскоре акустический контакт был утерян, и через 45 минут миноносцы присоединились к отряду. В 9:55 следующих суток тральщики М-151 и М-203, проводившие поиск этой подводной лодки в районе мыса Акменрагс, были ею безуспешно атакованы одной торпедой. В ночь на 6 октября в Ирбенском проливе германский тральщик R79 был обстрелян артиллерийским огнём неизвестного корабля… Вероятно, после этой атаки командир "щуки" решил перейти в южную часть позиции и вскоре погибла, подорвавшись на мине [весной 2012г. остов лодки был обнаружен на глубине 43 м в 16 милях западнее Паланги и осмотрен].

Ответов - 1

maslopoop: Летом 2008г. обнаружена и летом 2012г. обследовали остов лодки на глубине 42 м в 16 милях западнее Паланги (55о 50 с.ш. / 20о 43 в.д.)



полная версия страницы