Форум » Черноморский флот » Германский транспорт «Зальцбург» («Salzburg») » Ответить

Германский транспорт «Зальцбург» («Salzburg»)

Андрей С.: Как известно, самое большое количество человеческих жертв от действий советских подлодок на Чёрном море повлекло за собой потопление германского транспорта «Зальцбург» подводной лодкой «М-118». По крайней мере, гибель транспорта относят на действия этой лодки (поскольку «малютка» из боевого похода не вернулась, то достоверного подтверждения этому нет). Между тем, в этой истории есть много неясностей и нестыковок. Обо всех я упоминать не буду, но может быть среди читателей форума есть люди, обладающие необходимой информацией? 1. Взять хотя бы время торпедирования «Зальцбурга» (хотя, на мой взгляд нельзя до конца исключить и версию о подрыве судна на плавающей мине, так как следов торпед никто не видел). По данным Стрельбицкого и Морозова это произошло в 14.07, хотя в статье Алексеева указано, что взрыв на «Зальцбурге» произошёл в 13.57, а в 14.07 с канлодки «Stihi» была дана радиограмма о случившемся. 2. Сколько торпед попало в цель, а вернее, сколько было взрывов? Стрельбицкий пишет о двух попавших торпедах, но так ли было на самом деле? 3. Откуда следовал конвой? Стрельбицкий и Морозов утверждают, что из Бугаза. По данным Алексеева суда шли из Очакова, а напротив Бугаза только произошла смена эскорта. 4. Что за военнопленные (или хиви, т.е. фашистские сторонники) были на борту, и почему нашей стране на них оказалось наплевать? Даже памятника не поставили... Вообще, статья Алексеева содержит много интересных и правдоподобных подробностей, хотя свои источники он не называет. Кто-нибудь может что-то высказать по существу вопросов?

Ответов - 10

Umka: 1. Когда произведена атака, и две торпеды попали в судно, или одна, сейчас вряд ли можно точно установить. Судно лежит на грунте на глубине ок. 20 м,; сильно разрушено и занесено илом. Нестыковки во времени атаки (10 мин.) не играют роли. 2. Кого везли. Военнопленных. - Командир подлодки знал о пассажирах? - Нет, не знал, это значит, что цель "законна" (да какой в этой ситуации закон?), с него (командира ПЛ) спросу нет. (Так же как с Маринеско, Коновалова или Денежко). Может кто-то меня не поймет (или поймет неправильно), но там, наверху, давно отделили агнцев от козлищ, хотя ни тем, ни другим от этого не стало здесь, в нашем мире, легче. Впервые я узнал об этом из журнала "Техника молодежи" (он есть, только нет времени его искать, найду - помещу скан статьи) в году так 1987. Из статьи: жители села Будяки тогда говорили о трупах в румынских щинелях с румынскими паспортами (откуда паспорта?) В конце концов, какая разница сейчас в том, кто это был? Коллаборационисты или "добросовестные" пленные? Все они были СОВЕТСКИМИ гражданами (Кстати, одна из причин закрытия части документов в базе "Мемориал"), нашими соотечественниками. Очень бы не хотелось дискутировать по этому вопросу. Транспорт "Зальцбург". Это случайно не он?:

Андрей С.: Umka пишет: Нестыковки во времени атаки (10 мин.) не играют роли. Ну так это смотря для какой роли. Так можно и совсем забросить это неблагодарное занятие (я про исторические исследования - позволю себе громкое высказывание), сказав, что всё это не играет роли, всё равно наши победили в этой войне! Umka пишет: Командир подлодки знал о пассажирах? - Нет, не знал, это значит, что цель "законна" Это, по-моему, не оспаривается никем. Umka пишет: жители села Будяки тогда говорили о трупах в румынских щинелях с румынскими паспортами (откуда паспорта?) Так вот и я ж про это! Насчёт румынских - не знаю, тоже слышал, но сомневаюсь в этом. Но один из местных жителей якобы собрал с утопленников около 70 советских паспортов, чтобы передать их Советским властям. Тоже плохо вяжется с историей про пленных, хотя могу и ошибаться. Umka пишет: В конце концов, какая разница сейчас в том, кто это был? Про это я уже писал выше: какая разница кто там был, какая разница подорвалось судно на мине или было торпедировано и вообще какая разница, раз мы победили в этой войне. Umka пишет: Транспорт "Зальцбург". Это случайно не он? Это не совсем он - это его «систершип».

Umka: Статья из "Техники молодежи". Я ошибся, на самом деле, это № 1 за 1990 г.:


Igor: Umka, на вашем фото не Зальцбург. Он до продажи немцам он назывался JONGE ANTHONY. А этот, если я правильно понимаю голландский, пропал около Португалии в начале 1937 г. http://www.deleeuwvanweenen.nl/Webpage/Genealogie/SS%20Slot%20Weena.html ЗЫ: правильно понял. JONGE JACOBUS N.V. Maats. Stm. "Jonge Catharina"; 1921; N.V. Schpsf. vjh De Groot & Van Vliet; 1,757 tons; 279’8x39’3x17’8; 241 n.h.p.; triple-expansion engines. On a voyage from Antwerp to Alexandria the Dutch ship JONGE JACOBUS foundered in heavy weather on Janu-ary 27th, 1937, 20 miles off the Burlings. All on board were lost.

Igor: По вопросам насчет Зальцбурга - Алексеев прав про время торпедирования. Он, похоже, имел на руках отчет лейтенанта Шая, немецкого офицера на СТИХИ - все факты в точности оттуда. Так что торпедирован в 13.57, а 14.07 - это время отправки радиограммы с донесением. Взрыв был только один. Оба парохода шли вообще-то из Николаева, где приняли грузы и пленных, но 30.9-1.10 они простояли в Очакове и пошли дальше. В Бургаз не заходили, тут Алексеев снова прав. На борту было 2300 военнопленных, это утверждается немцами совершенно точно - gefangene, не хиви и никто другой. Не менее 208 человек немцы спасли, неизвестное количество спаслось вплавь до суши. Погода была с одной стороны теплая, с другой стороны - довольно бурное море. А лодку там рядом искать бесполезно - если это вообще была лодка, никто ее толком не атаковал и потопить не мог. Хотя немцы совершенно однозначано говорят о торпедировании судна, исключать мину нельзя. И доказать точно, что именно стало причиной гибели ЗАЛЬЦБУРГА наверное теперь не удастся, даже если вдруг где-то случайно будет найдена М-118. Разве что у нее на борту торпеды окажутся.

Андрей С.: Igor пишет: По вопросам насчет Зальцбурга - Алексеев прав про время торпедирования. Он, похоже, имел на руках отчет лейтенанта Шая, немецкого офицера на СТИХИ - все факты в точности оттуда. Мне тоже показалось, что Алексеев черпал сведения из иностранного первоисточника (может не сам, а через кого-то, но тем не менее...). Окончательно довериться ему помешали несколько неточностей. Скажем румынскую канлодку он назвал "SUBLOCOTENENT GHIGULESCU KONSTANTIN" ("СУБЛОКОТЕНЕНТ ГИКУЛЕСКУ КОНСТАНТИН"), хотя правильно - "Sublocotenent Ghiculescu Ion". Нескромный вопрос, Igor, где-то на просторах Интернета можно ознакомиться с упомянутым отчётом лейтенанта Шая? Igor пишет: В Бургаз не заходили, тут Алексеев снова прав. Правильное название - Бугаз, а то можно спутать с болгарским портом Бургас. Igor пишет: И доказать точно, что именно стало причиной гибели ЗАЛЬЦБУРГА наверное теперь не удастся, даже если вдруг где-то случайно будет найдена М-118. Разве что у нее на борту торпеды окажутся. Тут Вы совершенно правы.

Igor: Бургас - Бугаз, все время путаю. Спасибо за поправку. Почитать отчет на просторах интернета нельзя. Мне самому дали поглядеть по большому блату. Кстати, если есть еще какие-то вопросы по немецкой стороне - могу ответить, но в основном по Северу.

Андрей С.: Igor пишет: Кстати, если есть еще какие-то вопросы по немецкой стороне - могу ответить, но в основном по Северу. Спасибо за предложение! При случае, попробую воспользоваться Вашей любезностью!

Umka: ТР «Salzburg» (1742 брт), Германия. Построен на судоверфи «De Groot & V.Vliet», Нидерланды в 1921 г. для голландского судовладельца. Под именем «Jonge Anthony» эксплуатировался им до 1939 года, пока не куплен немецкой судоходной кампанией. 1922 г. «Jonge Anthony» («Salzburg») справа. Его систершип «Jonge Jacobus»

Igor: До 1924 он успел побегать под именем SLOT LOEVESTEIN.



полная версия страницы