Форум » Причины гибели » Когда-то в нашем цех.. » Ответить

Когда-то в нашем цех..

vazx75: Когда-то в нашем цехе работали мотористы: Мац Иван Кириллович с Краснознамённой пл К-21. Участвовал в атаке на немецкий ЛК "Тирпиц" и Себко Иван Кузьмич с пл "Щ-320" По словам Кузьмича с пл спаслось 5 или 7 человек,а в живых он остался один. После спасения он очнулся на станции. Спросил:"Где я нахожусь?" Ему ответили:"Станция Ночь". Он говорил, что ему стало смешно.т.к. был электрический свет. После госпиталя проходил службу на ПЛ,которой командовал Травкин. Почему не указаны точные обстоятельства гибели пл Щ-320? Ведь кто-то спасал уцелевших после гибели Щ-320. Они должны знать причины гибели Щ-320. Кузьмич очень хорошо отзывался о своём командире Иване Макаровиче Вишневском. Факт прохождения службы Себко И.К. подтверждался справкой, подписанной Вишневский И.М. К сожалению Кузьмича уже давно нет. В.А.З

Ответов - 51, стр: 1 2 3 All

maslopoop: Не утверждаю, но, похоже на путаницу.. справка с подписью командира Щ-320 может подтвердить лишь факт прохождения службы на Щ-320, но не участие в ПОСЛЕДНЕМ походе этой лодки.. т.к., думаю, в этом случае в справке должна была быть подпись или командира ДПЛ №4 кап. 2 А.Г. Андронова или НШ ДПЛ... после каждого похода с КАЖДОЙ лодки уходили/приходили НОВЫЕ люди.. вполне возможно, Себко И.К. был списан/переведён на другую лодку, получил ранение/заболел... сомневаюсь, что гибель лодки и спасение части её экипажа (в контролируемом противником районе Финского залива в октябре) не было отражено в наших документах.. да и смысл скрывать?

maslopoop: Вспомнил где слышал эту фамилию! В дизельном отсеке Щ-320 - мотористы А.М. Калябин, И.П. Севко (ТАК БЫЛО НАПИСАНО в анотации в РГАКФД), П.М. Тюхтин за осмотром дизеля, декабрь 1941г.

Umka: Охотничьи рассказы. Если он и служил на "Щ-320", то край до весны 1942, так как в летнем походе подводной лодки уже не участвовал, а в последнем тем более. ЗЫ: Не припоминаю станцию Ночь под Питером. Есть такая?


vazx75: Umka пишет: ? Umka пишет: Себко Иван Кузьмич действительно служил на пл Щ-320 в момент её гибели. После излечения и прибытия подплав его называли "Утопленником". Однажды его вызвали к Травкину,которому нужен был моторист. После того как Травкин убедился,что Кузьмич знает матчасть добился его зачисления в свой экипаж. Себко И.К. в последние годы жизни приглашали на подплав. Здесь он встретился с Героем Советского Союза Лисиным,который подарил ему свою книгу. Прежде чем писать об охотничьих рассказах нужно посетить или сделать запрос в архив ВМФ для проверки полученных сведений. Лисин тоже считал Себко погибшим. В последний раз находясь в Ленинграде Себко был на пл "Казахстанский комсомолец". Заканчивал службу в ВМФ водолазом. В Орджоникидзевском РВК г.Харькова находилось личное дело. В архиве должен быть список личного состава Щ-320,уходившего в свой последний боевой поход. К сожалению при встречах с ним нам не давали поговорить. Летом 1941г. к нему на лодку забежал Мац И.К. с пл К-21 и сказал: "Ваня,давай попрощаемся. Мы уходим на Север." Встретились они уже после войны. С детьми Себко у меня связь потеряна. Поэтому не знаю сохранилась справка. ПЛ-это часть и,следовательно, имеет все основания выдавать справки. В одной из книг,посвящённой КБФ имеется фотография Себко И.К. кажется на пл М-97. Он написал опровержение в редакцию ,но ответа не получил. У нас возникли разногласия по званию командира пл Щ-320:у Кузьмича - он капитан-лейтенант, а на снимках- капитан 3 ранга. При недоверии нужно проверять,а потом писать. В.А.З.

maslopoop: vazx75 пишет: В одной из книг,посвящённой КБФ имеется фотография Себко И.К. кажется на пл М-97. Он написал опровержение в редакцию ,но ответа не получил Выше выложено фото - в РГАКФД оно подписано как мотористы М-97.. оно и сейчас так атрибутировано.. Попробовать запросить И.В. Травкина на "Электронном...", м.б., там выпадет фамилия Себко в списке награждённых экипажа Щ-303? в конце войны награждали гораздо чаще.. Всё-таки думаю, что ветеран чуть "приукрасил" своё РЕАЛЬНОСЛАВНОЕ военное прошлое - он ВОЕВАЛ.. ну, повторюсь, сокрытие гибели Щ-320 в НАШИХ водах в течение вот уже 70-ти лет - вообще невероятно... кстати, здесь на форуме появлялись наследники И.М. Вишневского..

Umka: Приказ комфлота № 49 от 7 августа 1942 года о награждении экипажа "Щ-320" за предпоследний боевой поход (13 июня - 18 июля 1942). Наградили ВСЕХ. 38 человек. Есть аналогичный приказ № 100 от 18 декабря 1942 о награждении экипажа "Щ-303" (38 человек) Что касается Мац Ивана Кирилловича, то он действительно служил мотористом на "К-21" Под хорошую закуску я Вам тоже расскажу о чем беседовали отец Валаам и Гришка-самозванец на польско-литовской границе.

maslopoop: Как я понимаю ВСЕ воспоминания даются со слов И.К. Себко.. но С.П. Лисин не мог подарить ему СВОЮ КНИГУ, т.к., не написал её.. Щ-320 выходила в свой последний поход в паре с Щ-303.. Впрочем, это уже лишнее - после документов всё ясно.. большинству людей свойственно "делать" свою жизнь более "интересной", чем на самом деле..

Umka: С гибнущих, погибших и аварийных подлодок спаслось не так много людей. Ниже набросок списка выживших после гибели подводных лодок. (Не включены случаи спасения при авариях и взрывах на ТОФе и взрыве на «ТС-2»). Балтика. «С-3». Утром 24 июня 1941 г. после гибели подлодки немцы подобрали из воды не менее 9 человек из экипажей «С-1» и «С-3», трое из них умерли в плену. «М-81». 1 июля 1941 г. Подорвалась на мине. Подобраны из воды находящиеся на мостике командир БЧ-5 Б.В. Ракитин, сигнальщик П. Семенов и выброшенный на поверхность с пузырем воздуха старшина мотористов В.С. Преображенский. Всего 3 человека. «М-94». Утром 21 июля 1941 г. Потоплена немецкой подводной лодкой «U-140». Спасены 3 человека находящиеся на мостике (командир Н.В. Дьяков, сигнальщик С.Ф. Компанеец и старшина мотористов Лаптев). Еще 8 человек (в том числе командир БЧ-5 В.С. Шиляев и трюмный Любимов) сумели покинуть затонувший корабль через люк ЦП. Всего 11 человек. «С-11». 2 августа 1941 г. Подорвалась на мине. 3 моряка (комендор краснофлотец В.В. Зиновьев, старший торпедист старший краснофлотец Н.А. Никишин, электрик краснофлотец А.В.Мазнин) сумели покинуть затонувшую подлодку через кормовой торпедный аппарат. «Щ-301». Вечером 28 августа погибла на мине при переходе из Таллина. Спасено порядка 15 человек, но до Кронштадта добралось всего двое (командир И.В. Грачев и краснофлотец, фамилия неизвестна), остальные погибли. «С-5». Вечером 28 августа погибла на мине при переходе из Таллина. Точное количество спасенных (порядка 15 человек, среди них командир лодки Бащенко А.А., военком А.Н. Кольский, командир БЧ-2-3 старший лейтенант П.Н. Матвеев, боцман мичман М.И. Дмитриев, командир 1-й бригады ПЛ Герой Советского Союза капитан 1 ранга Н.П. Египко, военком бригады полковой комиссар Г.М. Обушенков и командир Таллинского военного порта), как и находившихся на борту неизвестно. «Л-2». Подорвалась на двух минах, но осталась на плаву. В ночь с 13 на 14 ноября 1941 г. сумели перебраться на эсминец «Суровый» во время сближения кормовых оконечностей кораблей 3 человека: моторист Щербина, электрик Бойков, радист Кваснов. Подлодка погибла со всем оставшимся экипажем. «С-7». После гибели подлодки финны подняли из воды 4 человека: командира «С-7» С.П. Лисина, краснофлотцев В.С. Субботина, А.К. Оленина и В.И. Куницу. «Щ-323». В ночь на 1 мая 1943 г. Подорвалась на мине. Сразу после взрыва из воды подобрано 3 человека, еще двое сумели продержаться до подхода помощи в ледяной воде 16 часов. Всего 5. Черное море «Щ-214». После гибели подлодки итальянцы подобрали из воды 2 человека: электрика Д.Ф. Плешакова и моториста Н.В. Полтавцева. Последний умер в плену. Кроме того, неудачные попытки выхода из затонувшей подлодки предпринимались на «С-34» (тела двух человек были найдены на болгарском побережье), «М-33» и «М-60» (Велась подготовка к выходу на поверхность, но люди не смогли покинуть затонувший корабль). На Севере таких случаев нет совсем, за исключением спасения экипажа (в полном составе) аварийной «Щ-421».

Umka: ... Рассказ И.К. Себко напоминает случай с "Щ-323". После того как подлодка затонула, в кормовых отсеках осталось в живых 16 человек. Им удалось покинуть корабль, но на поверхности их никто не ждал. Помощь пришла только с наступлением ТЕМНОТЫ, когда в живых осталось только двое. К сожалению, фамилий этих 16 человек, кроме главстаршины Дм. Трубина, я не знаю. Не отсюда ли "растут ноги" у истории которая рассказана выше?

maslopoop: Umka пишет: Не отсюда ли "растут ноги" у истории которая рассказана выше? Вполне возможно.. Вот что давно накопал по нашим спасённым подводникам, многое повторяет Ваше, но есть и дополнения.. м.б., интересно.. ИЗВЕСТНЫЕ СЛУЧАИ СПАСЕНИЯ (ПОПЫТОК) ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СОВЕТСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В ГОДЫ ВОВ 1941-45ГГ. С-3 - 24.6.41 после гибели подлодки немцы подобрали из воды не менее 9 человек из экипажей С-1 и С-3: строевой С-3 ст. краснофлотец А.Ф. Валюнин, радист С-1 старшина 1-й ст. В.Г. Носарев, военком С-1 младший политрук А.Е. Брыкин Поднято с воды 20 человек Немцы пишут о пленении после боя вахтенного офицера и вахтенного машиниста (вероятно тоже офицера) М-81 - 1.7.41 сразу после подрыва лодки с воды подняты: командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант Б.В. Ракитин, старшина 1-й статьи П.С. Семин (сброшены взрывом с мостика) и штурманский электрик старшина 1-й статьи В.С. Преображенский (?всплыл в воздушном пузыре из IV-го отсека уже со дна). М-94 - 21.7.41 спустя час после торпедирования подняты с воды: командир лодки капитан-лейтенант Н.В. Дьяков (погиб, командуя М-97, в сентябре 1942г.), рулевой ст. краснофлотец С.Ф. Компанеец (в 1943г. походы на М-90), старшина мотористов И.А. Лаптев (сброшены взрывом с мостика); позднее из ЦП методом шлюзования вышли 8 человек - инженер-капитан-лейтенант В.С. Шиляев (погиб на М-175 в январе 1942г), старшина рулевых-сигнальщиков Н.А. Трифонов (погиб боцманом на "Калеве" в октябре 1941г.), старший матрос Г.М. Холо-денко, гидроакустик старшина 2-й ст. П.С. Малышенко, старшина торпедистов Митрофанов и торпедист Голиков, старшина трюмных Линьков, Шипунов. С-11 - 2.8.41 спустя 6 часов после подрыва лодки через кормовой ТА вышли три подводника: торпедист старший краснофлотец Н.А. Никишин, комендор краснофлотецВ.В. Зиновьев, электрик краснофлотец А.В. Мазнин. С-5 - 28.8.41 после подрыва лодки с воды подняты: командир лодки капитан 3 ранга А.А. Бащенко, командир БПЛ Н.П. Египко, военком БПЛ полковой комиссар Г.М. Обушенков, военком лодки А.Н. Кольский (?погиб на Щ-308 в октябре 1942г.), командир БЧ-2-3 старший лейтенант П.Н. Матвеев, боцман мичман М.И. Дмитриев (воевал на "Лембите"), комендор Антоненко (сброшены взрывом с мостика), старшина 2-ой ст. Г.И. Посевкин (погиб на "Калеве" в октябре 1941г.) и ??командир Таллиннского военного порта??? - всего 9 человек (?). Щ-301 - 28.8.41 после подрыва лодки подняты с воды: командир лодки капитан-лейтенант И.В. Грачёв, командир отделения трюмных А.В. Пивоваров (оба погибли на Щ-405 в июне 1942г.) и еще 10 человек выбросились из тонувшей лодки - помощник командира старший лейтенант И.М. Матрос умер на борту буксира, остальные погибли позднее на транспортах. С-8 - в октябре 1941г. ???? после подрыва, возможно, несколько подводников вышли через кормовой ТА, но погибли и их тела были обнаружены на берегу о. Эланд. С-34 - 11-12.11.41 после подрыва лодки несколько подводников попытались выйти из затонувшей лодки, 14.11.41 на болгарском побережье в районе Созополя были обнаружены тела старшего лейтенанта В.Л. Душина и боцмана главстаршины Ф.Д. Терехова в гидрокостюмах. Л-2 - 14.11.41 после подрыва лодки моторист В. Щербина, электрик (И.П.) Бойков (если И.П., то погиб на Щ-405 в июне 1942г.), боцман (?) Н.С. Квасков (?если боцман, то погиб на Щ-405 в июне 1942г.) самостоятельно перебрались с кормы лодки на борт эсминца. Щ-211 - 22.11.41 после потопления (подрыв на мине?), возможно, несколько подводников попытались выйти из затонувшей лодки... 25.8.42 на болгарском берегу у села Шкорпиловцы (район мыса Святого Атанаса) обнаружено тело помощника командира старшего лейтенанта П.Р. Борисенко (полуразложившийся торс без рук, без ног, с биноклем на шее, надпись на робе, документы) - вероятно, выброшено штормом из затонувшей лодки. Щ-214 - 19.6.42 после торпедирования лодки с воды были подняты электрик Д.Ф. Плешаков и моторист Н.В. Полтавцев (погиб в плену).... при обнаружении торпеды на мостике находились комиссар Корольков, вахтенный командир Емелин и сигнальщик Романенко. М-33 - 22-25.8.42 после подрыва, возможно, четверо подводников пытались выйти через рубочный люк, но из-за большого расстояния (7 миль) до берега не добрались. М-60 - 22.9.42 после подрыва, возможно, восемь подводников пытались выйти через рубочный люк, но из-за большого расстояния (7 миль) до берега не добрались. С-7 - 21.10.42 после торпедирования лодки подняты с воды командир капитан-лейтенант С.П. Лисин, сигнальщик А.К. Оленин, комендор В.С. Субботин, трюмный В.И. Куница. Щ-323 - 1.5.43 после подрыва лодки подняты с воды дивизионный штурман М.С. Солдатов, штурман лодки А.А. Шишаев (сброшены взрывом с мостика), штурманский электрик старшина 1-й ст. П.А. Евдокименко (всплыл через рубочный люк).. матросы И.А. Харченко и А.М. Назаров (краснофлотец с ПБ "Аэгны", шел в качестве пассажира) уцелели после выхода из КТА; из 11 человек, вышедших через кормовой ТА, погибли уже после выхода: главстаршина М.Г. Гладков, торпедист С.Г. Киселёв, старшина 1-й ст. Д.Д. Трубин …. С-9 - 13-14.8.43 после подрыва, возможно, несколько подводников попытались выйти из затонувшей лодки - 4.9.43 на берегу о. Сескар найдено тело старшего рулевого старшины 2-ой статьи К.Т. Дикого в маске ИСА-М. М-51 - 22.9.43 после катастрофы с воды подняты помкома старший лейтенант П.Н. Костюченко, штурман лодки лейтенант С.С. Вороненко, старшина 2-й ст. рулевой А.Н. Шатров, матрос сигнальщик Плетнёв… под руководством командира отделения мотористов старшины 1-ой статьи Н.И. Скрипченко через люк 4-го (кормового) отсека затонувшей лодки вышли мотористы ст. краснофлотец И.М. Колоколов и краснофлотец В. Степанян, электрик ст. 2-й ст. Ю.П. Липаткин (утонул, не доплыв до берега), ст. краснофлотец В. Виноградов, краснофлотец В.Е. Приймак, а еще пятеро - боцман главстаршина Г.Ф. Рябушко, акустик ст. краснофлотец Н.А. Соколиков (вернулся и утонул в ТА), краснофлотец Жуков, … …. … … во главе со старшиной В.В. Кулаевским - через торпедные аппараты. Щ-138 - 18.8.43 на переводе из Николаева-на-Амуре в Совгавань для ремонта в шторм оторвались понтоны, лодка затонула, три моряка всплыли с глубины 9 м….

Андрей С.: maslopoop пишет: М-94 - 21.7.41 спустя час после торпедирования подняты с воды: командир лодки капитан-лейтенант Н.В. Дьяков (погиб, командуя М-97, в сентябре 1942г.), рулевой ст. краснофлотец С.Ф. Компанеец (в 1943г. походы на М-90), старшина мотористов И.А. Лаптев (сброшены взрывом с мостика); позднее из ЦП методом шлюзования вышли 8 человек - инженер-капитан-лейтенант В.С. Шиляев (погиб на М-175 в январе 1942г), старшина рулевых-сигнальщиков Н.А. Трифонов (погиб боцманом на "Калеве" в октябре 1941г.), старший матрос Г.М. Холо-денко, гидроакустик старшина 2-й ст. П.С. Малышенко, старшина торпедистов Митрофанов и торпедист Голиков, старшина трюмных Линьков, Шипунов. Историю о спасении части экипажа "М-94" со слов Шиляева подробно описал Петр Иосифович Капица в книге "В море погасли огни" (не путать с известным физиком!). Там же есть и немного о судьбе спасшихся. Холоденко, Линьков, Митрофанов и Малышенко ушли в морскую пехоту, отказавшись от продолжения службы на подлодках. Линьков погиб в 1941 году.

Remius: maslopoop пишет: Утром 24 июня 1941 г. после гибели подлодки немцы подобрали из воды не менее 9 человек из экипажей «С-1» и «С-3», трое из них умерли в плену. Разве всего 9? И почему в плену умерли только трое, в смысле, откуда такие данные? maslopoop пишет: командир И.В. Грачев и краснофлотец, фамилия неизвестна командир отделения трюмных Пивоваров его фамилия. Это из книжки по борьбе за живучесть ПЛ. Umka пишет: С-8 - в октябре 1941г. ???? после подрыва, возможно, несколько подводников вышли через кормовой ТА, но погибли и их тела были обнаружены на берегу о. Эланд. Откуда инфа про тела на Эланде?

Umka: Remius пишет: Umka пишет: цитата: С-8 - в октябре 1941г. ???? после подрыва, возможно, несколько подводников вышли через кормовой ТА, но погибли и их тела были обнаружены на берегу о. Эланд. Откуда инфа про тела на Эланде? Это не ко мне, а к уважаемому maslopoop'у. Мне тоже хотелось бы узнать, откуда такая инфа, да стеснялся спросить)))

maslopoop: Umka пишет: да стеснялся спросить)) Я потому и поставил ????, что уже тогда сомневался.. а прочитал в 1999г. в одной из газет - то ли в "Новых Известиях" у Стрельбицкого, то ли - в "Страж Балтики" у Норченко.. вписал как версию.. думаю, можно вычеркнуть..

Umka: maslopoop пишет: "Страж Балтики" Ничего личного, но в пору моей службы этот листок называли "Гальюнной газетой", но все равно предпочитали "Красную Звезду" или "Правду", там бумага мягче)))

maslopoop: Umka пишет: этот листок называли "Гальюнной газетой" Нет, был период - много писали по найденным С-7 и С-8..

Umka: maslopoop пишет: Нет, был период - много писали по найденным С-7 и С-8.. А можно отсканировать статьи? Просто очень интересно. Я понимаю. за четверть века много воды утекло. но как-то в руки попалась газета нашего УрВО; неплохая полиграфия. цвет. но на выходе то же самое гуано

maslopoop: Umka пишет: А можно отсканировать статьи Поищу в папках, вроде откладывал..

maslopoop: Вот нашел.. придётся частями - радикал глючит..

дрон: ЕМНИП в 70-х, 80-х годах в журнале Искатель был рассказ о том, как в 60-х годах в наше посольство пришел норвежец,и принес отснятую кинопленку с погибшей в годы войны нашей ПЛ. По его словам ее ему передали на сохранение двое подводников,вышедших из поврежденной от подрыва на мине ПЛ. Он в то время был в отряде сопротивления. Подводники были очень слабы,немцы были уже близко,уйти всем не было возможности.Попросили сбереч пленку. Героическая легенда,но самое интересное то,что этот рассказ был написан под редакцией Колышкина И.А. без имен и фамилий,но по военному очень граматно. На пленке был отснят поход ПЛ. последние кадры были отсняты оператором уже в затонувшей,после подрыва на мине ПЛ. Это то же читалось когда-то, в моем цеху.А теперь по фактам. На ПЛ СФ во время войны погиб один фотокор. Мацевич А.Б. из газеты Красный Флот на К-22 в феврале 1942 года на позиции о.Варде-м.Нордкин,если конечно, не было своих операторов на БПЛ СФ.



полная версия страницы