Форум » Причины гибели » Нужна помощь в комментировании дневника подводника ВОВ » Ответить

Нужна помощь в комментировании дневника подводника ВОВ

Екатерина: Добрый день! Нужна помощь в научном комментировании фронтового дневника подводника "М-119" Г.И. Сенникова. Сейчас расшифровываю дневники отца. Есть загадки. Например, о какой лодке идет речь? "Как страшно они погибали! На виду у своих, не дойдя до гавани буквально одну-две мили. На лодку спикировал немецкий истребитель и расстрелял всех, находящихся на мостике. Командир успел скомандовать срочное погружение, но спрыгнуть вниз не успел: его настигла немецкая пуля. И лодка с открытыми люками пошла под воду. Она еще раза два всплывала на поверхность, очевидно электрик в шестом отсеке давал ход электромоторам. Но центральный пост был полон воды и лодка, получив отрицательную плавучесть – тонула. Они так и погибли. Ушли в пучину на адскую глубину, когда в отсеках все люди были живы и здоровы. Представь себе состояние этих людей – быть здоровым, сильным и знать, что ты уже труп, что возврата нет. Лодка погружается все глубже и глубже, трещит обшивка, струи воды начинают бить из-под люков и сальников все сильнее и сильнее. А человек смотрит на это, бессильно сжимая кулаки и в глазах его смерть…" В дневнике эта запись сделана позднее 22 декабря 1943 г. Но у отца часть в часть информации восстановлена по памяти. Сам Северный дневник восстановлен в Крыму не раньше лета 1944 г, когда северные малютки перекинули в Балаклаву. Появилась возможность писать. Дневник восстановлен по черновику с севера. Отец пошел на хитрость. Странички дневника спрятаны между страницами штурманского журнала, где он записывал показания приборов в походе. Много фото. Почти все не подписаны. Нужна помощь по идентификации лиц и комментированию.

Ответов - 88, стр: 1 2 3 4 5 All

дрон: Уважаемая Екатерина, Сенников Георгий Иванович в своём дневнике описывает гибель М-122, лодка из 4 дивизиона БПЛ СФ, в который входила и М-119. Лодка была потоплена немецкими самолётами утром 14 мая 1943 года, когда она подходила к маневренной базе Цип-Наволок для зарядки аккумуляторов. С уважением, дрон.

maslopoop: Уважаемая Екатерина, обязательно поможем!

Екатерина: Спасибо огромное за ответ по "М-122"!!! Одним белым пятном стало меньше! Еще одна загадка. В крымском дневнике (1945-1946 г.) Георгий Иванович передает свой разговор-диспут с другом Валькой (???) о роли командиров на флоте и их отношении к матросам. В качестве положительного примера Валька приводит Арбузова, механика БО "Минер". Информацию о судне я нашла в интернете. Думаю, речь идет о Большом Охотнике "Минер", который " в но¬яб¬ре 1941 г. всту¬пи¬л в строй Крас¬но¬зна¬мен¬ной Кас¬пий¬ской фло¬ти¬лии". А вот Арбузова я не нашла. М.б. фамилия переделана? Все-таки это рассказ в рассказе. Могут быть неточности...Вот фрагмент разговора: "Я знаю одного офицера и один корабль на Каспии, где дело обстояло иначе. – БО «Минер». Понимаешь, там командир и механик оба попались люди с душой, не то, что наши ходячие уставы. Механик! Он был отцом матросам. Он говорил: «Сынки! Есть кровавый вариант!» Сынки выслушивали вариант, затем во главе с батей снимали робы и лезли в машину. После таких «вариантов» у «Минера» прибавлялся ход или еще что-нибудь в таком духе. Не было на флоте корабля, который мог бы похвастаться таким образцовым состоянием механизмов, какой был на «Минере». 128 И не было нигде такой дружной, спаянной команды. Там люди не страдали от гнета дисциплины, но дисциплина была, крепкая, сознательная. Пили, как и все, и во многих таких увеселениях участвовал сам механик. Но голов никогда не теряли. В одно время по всему флоту увольнения запретили. Тогда на «Минере» организовали ансамбль, который прогремел по всему Каспию. Талантов там было не больше, чем на других кораблях, но здесь еще была дружба, взаимопонимание и желание. Почти каждый вечер, нагруженная инструментами, команда минера отправлялась в город на очередной концерт. Возвращались утром, по одиночке, но открыто, с ведома командира. И без «хвостов». Они почти все переженились там на Каспии. И ни одна свадьба не проходила без участия всей команды и самого командира. А как они работали! Сутки не вылезали из машин и никто не подгонял их. Люди находили в этой работе удовольствие. «Минера» знали не только в дивизионе, но и во всех портовых городах. Когда «Минер» приходил в Махач-Кала – весь город высыпал на пирс. На флоте же это был самый образцовый корабль. Вот что могут сделать два человека, с душой относящиеся к команде, нашедшие правильный путь к сердцу матросов. А им большую борьбу пришлось выдержать с начальством, прежде чем их признали. Ведь у нас еще слишком много людей, боящихся на сантиметр отойти от инструкции и наставлений, сухих мумий без сердца и души, не видящих ничего, дальше своего носа и не желающих видеть. И хуже всего то, что они и свежего человека, человека с душой, покидающего их среду, угнетают, превращая в деревяшку!" Помогите идентифицировать человека!


Екатерина: Г.И. Сенников еще пишет об Арбузове: "Арбузов был в Испании, – снова начал Валька. Он был механиком соединения торпедных катеров, посланных в помощь республиканцам. Команды катеров были смешанные: из русских и испанских моряков. В то время испанцам не давал покою крейсер мятежников, какой-то «Сирвало-Нарвало» – что-ли. Он каждую ночь обстреливал Барселону, а днем прятался в порту за боновым заграждением. Арбузов решил утопить его во что бы то ни стало. К его затее отнеслись скептически. Тогда он собрал матросов и сказал им: «Мальчики! Есть кровавый вариант». Мальчики выслушали, а потом вытащили руками катера на стенку и за один день приделали им на днища под винты и рули стальные салазки. А на следующую ночь катера на полном ходу с помощью этих салазок перескочили через боновое заграждение в бухте, где стоял крейсер, и утопили его прямо у стенки. За это Арбузов получил высший испанский орден – «Лавры Мадрида» и такой авторитет среди испанских моряков, какой не имел ни один собственный адмирал.

дрон: Уважаемая Екатерина, я не силён в надводных кораблях, тем более в БО Каспийской флотилии. Что могу подсказать, БО ,,МИНЁР,, входил с состав 20 ДСКА БО Каспийской флотилии и на октябрь 1942 года им командовал лейтенант Юрченко Виталий Диомидович. В 1944 году корабль вошел в состав Черноморского флота во 2-й Варненский ( с 29.09.44г.) Дивизион Больших Охотников за ПЛ, как БО-102. Командир дивизиона, капитан 3 ранга Пивень Михаил Михайлович, с декабря 1944 года капитан 3 ранга Коровкин Игнат Васильевич. Про механика Арбузова не подскажу, думаю что участник испанских событий вряд ли в конце войны имел должность командира бч-5 на БО. Ну и про атаку на крейсер Валька сам придумал. С уважением, дрон.

дрон: Ещё пару слов. Арбузов ассоциация с Алафузов Владимир Антонович, советник у комфлота в Испании, отвечал за поставку советских торпедных катеров в Испанию. Механиком отряда советских торпедных катеров в Испании был воентехник 1 ранга Еремин Алексей Константинович ( награждён орденом ,, Красного Знамени,, а не испанским ), в 1944-45г. был дивмехаником в 1 Бригаде Торпедных катеров ЧФ ( вот откуда мог Валька слышать про Испанию ), но Ерёмин А.К. никогда не служил на БО ,,МИНЁР,,. С уважением, дрон.

Екатерина: Спасибо! Этот пример наглядно показывает, как работают слухи, создаются легенды, и что такое мифологизация и вторичная мифологизация. А хорошо придумано!?! На фамилию Алафузов я сама выходила. Вероятнее всего, он и имелся в виду. Валька, как я поняла из дневника, учился в военно-морском училище в Баку. В конце войны оказался в Балаклаве. Возможно, родом из Москвы. В дневнике говорится о том, что его мама живет в Москве.Он сочинял замечательные стихи "а ля" Пушкин. Целый роман в стихах Онегинской строфой написал. Отец в дневнике им восхищается, но фамилию не называет. Вот одна строфа, я ее в статье цитировала: Как всем, мне иногда не спится, Порой хочу я очень спать. А в полночь не хочу ложиться, А утром не могу вставать. Лентяй, конечно, я изрядный И пьяница незаурядный (Служу на флоте: дизелист!) Пороков тьма: курю и в вист Играть недавно научился. В кармане – пусто. В голове Примерно тоже! По Неве Люблю гулять,где и влюбился Вдобавок ко всему на днях В такую девочку, что – ах.. См. статью: Чтение на войне: рефлексия, терапия, самоидентификация (на материале дневников 1943-1945 гг. подводника Северного флота Г.И. Сенникова)https://elibrary.ru/item.asp?id=35204862 Спасибо за отклик и совет!

Екатерина: Из дневника Г.И. Сенникова за март 1944 На бригаде ходит упорный слух о какой-то новой немецкой каверзе. Привезла этот слух «пятерка». Говорят, что немцы придумали какую-то ловушку для наших лодок. Версии самые разнообразные и подчас очень противоречивые. Но все сходятся на одном. Именно эта ловушка стоила жизни экипажу 172. Сегодня мы уходим в море. И говорят – туда.

дрон: Уважаемая Екатерина, тут немного не так. Думаю в дневнике идет речь про осень 1943 года, когда в районе Варангер-фьорда М-105 не смогла принять с берега разведгруппу, которая погибла, а радист работал под контролем, и лодка попала в засаду. С берега артогонь плюс аваиция противника, это 19 октября 1943 года. А М-172 ушла в этот район ещё 1 октября и пропала. Но у противника по поводу гибели М-172 ничего нет. Скорее всего подорвалась на мине. Посему к марту 1944 года М-172 полгода как погибла. С уважением, дрон.

Екатерина: Да, у отца в дневнике есть запись о гибели М-172 осенью 1943. Матросы связывают ее гибель со сменой командира (Фисановича?). Это какое-то матросское суеверие? Еще вопрос. О каком английском судне может идти здесь речь? Из дневника Г.И. Сенникова: "Говорят англичане – первоклассные моряки. Картина, которую я наблюдал недавно, заставила меня усомниться в этом. Дело было в Кольском заливе. Английский транспорт подходил к Мурманску. Неожиданно откуда-то из-за сопки на него спикировал «мессер» и зажег корабль. Вместо того, чтобы гасить пожар, команда в два счета вывалила шлюпки и бежала на берег, оставив горящий корабль посреди залива. Эсминец «Гремящий», который оказался в этот момент вблизи транспорта, пришвортовался к нему, спустил часть команды, которая и загасила пожар очень быстро. Потом транспорт на буксире отвели в гавань. По международному же закону, покинутый экипажем корабль, считается призом. Или другой случай, когда так же смехотворно отправился на дно английский крейсер у Кильдина" Есть информация по этим английским судам?

дрон: Уважаемая Екатерина, на М-172 вместо Фисановича И.И. который ушел на должность командира 6 ДПЛ БПЛ СФ на лодку был назначен капитан-лейтенант Кунец Иван Андреевич. Это бывший командир М-173, командовал лодкой ещё в финскую, вступил на ней в ВОВ, но в начале 1942 года снят с должности за плохое командование ( нет побед, слишком осторожен в походах ) и назначен минером на С-102. Осенью 1943 года его вновь назначили командиром, на этот раз М-172, но в первом же походе лодка погибла. С уважением, дрон.

Екатерина: Отец пишет, что ребята с "М-172" предвидели свою гибель, и связано это именно со сменой командира. Есть какая-то такая примета или суеверие на флоте? Или это просто предчувствие? Когда с "М-119" забрали Колосова, команда тоже приуныла. И опять вспоминали М-172.

дрон: Теперь по поводу англичан. Думаю тут речь идёт об Арктических конвоях, те которые PQ-QP, JW-RA. Там прошло около 1400 судов, и какое именно из них видел Георгий Иванович вопрос. Их топили лодки, авиация и то что экипаж покинул судно, да берегли людей. А действия экипажа нашего эсминца норма, это уже зона ответственности кораблей СФ, они должны защищать не военные суда и их экипажи. Ну и какой приз, это же корабль союзников. По крейсеру видимо услышанный рассказ о гибели 30 апреля 1942 года КР ,,ЭДИНБУРГ,, который охранял вышедший из Мурманска конвой QP-11, и был торпедирован немецкой ПЛ U-456, а затем после боя с эсминцами был по приказу командования оставлен экипажем и затоплен. С уважением, дрон.

Екатерина: Спасибо!

Екатерина: Вопрос: когда буду издавать книгу, кому написать спасибо? Можно ответить на ekaterinapost@mail.ru

дрон: Екатерина, у меня складывается мнение, что почти все подводники в войну, особенно на Балтике в 1942 и 1943 годах, уходили в поход, как в последний. А суеверие, бесспорно, как без него на флоте. Масса невероятных историй, моряки делали десятки походов на своей ПЛ, но гибли в первом же походе подменяя кого-то. Тот же Фисанович И.И. погиб при перегоне ПЛ из Англии на СФ. Или наоборот, офицер за войну поменял три ПЛ, и каждый раз переходил на другую, а предыдущая лодка погибала, было и так. С уважением, дрон.

Екатерина: Да, о таких случаях отец тоже пишет . И о таких "везучих" людях, которых как огня боялись. Вот еще вопрос. В дневнике отца нашла очень красивое стихотворение с комментариями. 20 четверостиший. Подпись Алымов (автор?). Называется: "Хозяин Баренцева моря" Из дневника Г.И. Сенникова: Хозяин Баренцева моря С волной высокой и тяжелой споря, Идет властитель заполярных мест. Хозяин злого Баренцева моря – Корабль подводный – держит курс на вест ................................................................В интернете этого текста нет. Он известен? Кто такой Алымов?

дрон: Кто такой Алымов? Не знаю. Возможно кто-то из профи, а может быть и краснофлотец с подплава или, как вариант, Алымов Ефим Николаевич, разведчик отдельной роты разведки 12 Краснознаменно Бригады Морской пехоты СФ дважды орденоносец. Тогда много было талантов, а на войне особенно. Опять же Фисанович И.И. и его гимн подводников ,,Песня строевая подводная,,. С уважением, дрон.

Екатерина: В "Хозяине Баренцева моря" есть такие четверостишия: Они стоят стеною нерушимой, Герои новых северных былин: Видяева друзья, друзья Керима – Блистательная гвардия глубин. На берегу поморской древней Колы (???), Где Сталинская высится гора – Стоят питомцы колышкинской школы Торпедного удара мастера. Все фамилии в дневнике прокомментированы. И про сталинскую сопку комментарий есть. Неужели этот текст нигде не публиковался? Жаль...

дрон: Уважаемая Екатерина, мне всё-таки кажется, судя по тексту, стихотворение писал профессионал, уж больно ,,политически правильно,, оно написано. Надо искать среди поэтов того времени, и в первую очередь в издательстве газеты ,,Краснофлотец,,. С уважением, дрон. P.S. Посмотрите в Сети - Алымов Сергей Яковлевич.



полная версия страницы