Форум » Причины гибели » Нужна помощь в комментировании дневника подводника ВОВ » Ответить

Нужна помощь в комментировании дневника подводника ВОВ

Екатерина: Добрый день! Нужна помощь в научном комментировании фронтового дневника подводника "М-119" Г.И. Сенникова. Сейчас расшифровываю дневники отца. Есть загадки. Например, о какой лодке идет речь? "Как страшно они погибали! На виду у своих, не дойдя до гавани буквально одну-две мили. На лодку спикировал немецкий истребитель и расстрелял всех, находящихся на мостике. Командир успел скомандовать срочное погружение, но спрыгнуть вниз не успел: его настигла немецкая пуля. И лодка с открытыми люками пошла под воду. Она еще раза два всплывала на поверхность, очевидно электрик в шестом отсеке давал ход электромоторам. Но центральный пост был полон воды и лодка, получив отрицательную плавучесть – тонула. Они так и погибли. Ушли в пучину на адскую глубину, когда в отсеках все люди были живы и здоровы. Представь себе состояние этих людей – быть здоровым, сильным и знать, что ты уже труп, что возврата нет. Лодка погружается все глубже и глубже, трещит обшивка, струи воды начинают бить из-под люков и сальников все сильнее и сильнее. А человек смотрит на это, бессильно сжимая кулаки и в глазах его смерть…" В дневнике эта запись сделана позднее 22 декабря 1943 г. Но у отца часть в часть информации восстановлена по памяти. Сам Северный дневник восстановлен в Крыму не раньше лета 1944 г, когда северные малютки перекинули в Балаклаву. Появилась возможность писать. Дневник восстановлен по черновику с севера. Отец пошел на хитрость. Странички дневника спрятаны между страницами штурманского журнала, где он записывал показания приборов в походе. Много фото. Почти все не подписаны. Нужна помощь по идентификации лиц и комментированию.

Ответов - 130, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

дрон: Уважаемая Екатерина, Сенников Георгий Иванович в своём дневнике описывает гибель М-122, лодка из 4 дивизиона БПЛ СФ, в который входила и М-119. Лодка была потоплена немецкими самолётами утром 14 мая 1943 года, когда она подходила к маневренной базе Цип-Наволок для зарядки аккумуляторов. С уважением, дрон.

maslopoop: Уважаемая Екатерина, обязательно поможем!

Екатерина: Спасибо огромное за ответ по "М-122"!!! Одним белым пятном стало меньше! Еще одна загадка. В крымском дневнике (1945-1946 г.) Георгий Иванович передает свой разговор-диспут с другом Валькой (???) о роли командиров на флоте и их отношении к матросам. В качестве положительного примера Валька приводит Арбузова, механика БО "Минер". Информацию о судне я нашла в интернете. Думаю, речь идет о Большом Охотнике "Минер", который " в но¬яб¬ре 1941 г. всту¬пи¬л в строй Крас¬но¬зна¬мен¬ной Кас¬пий¬ской фло¬ти¬лии". А вот Арбузова я не нашла. М.б. фамилия переделана? Все-таки это рассказ в рассказе. Могут быть неточности...Вот фрагмент разговора: "Я знаю одного офицера и один корабль на Каспии, где дело обстояло иначе. – БО «Минер». Понимаешь, там командир и механик оба попались люди с душой, не то, что наши ходячие уставы. Механик! Он был отцом матросам. Он говорил: «Сынки! Есть кровавый вариант!» Сынки выслушивали вариант, затем во главе с батей снимали робы и лезли в машину. После таких «вариантов» у «Минера» прибавлялся ход или еще что-нибудь в таком духе. Не было на флоте корабля, который мог бы похвастаться таким образцовым состоянием механизмов, какой был на «Минере». 128 И не было нигде такой дружной, спаянной команды. Там люди не страдали от гнета дисциплины, но дисциплина была, крепкая, сознательная. Пили, как и все, и во многих таких увеселениях участвовал сам механик. Но голов никогда не теряли. В одно время по всему флоту увольнения запретили. Тогда на «Минере» организовали ансамбль, который прогремел по всему Каспию. Талантов там было не больше, чем на других кораблях, но здесь еще была дружба, взаимопонимание и желание. Почти каждый вечер, нагруженная инструментами, команда минера отправлялась в город на очередной концерт. Возвращались утром, по одиночке, но открыто, с ведома командира. И без «хвостов». Они почти все переженились там на Каспии. И ни одна свадьба не проходила без участия всей команды и самого командира. А как они работали! Сутки не вылезали из машин и никто не подгонял их. Люди находили в этой работе удовольствие. «Минера» знали не только в дивизионе, но и во всех портовых городах. Когда «Минер» приходил в Махач-Кала – весь город высыпал на пирс. На флоте же это был самый образцовый корабль. Вот что могут сделать два человека, с душой относящиеся к команде, нашедшие правильный путь к сердцу матросов. А им большую борьбу пришлось выдержать с начальством, прежде чем их признали. Ведь у нас еще слишком много людей, боящихся на сантиметр отойти от инструкции и наставлений, сухих мумий без сердца и души, не видящих ничего, дальше своего носа и не желающих видеть. И хуже всего то, что они и свежего человека, человека с душой, покидающего их среду, угнетают, превращая в деревяшку!" Помогите идентифицировать человека!


Екатерина: Г.И. Сенников еще пишет об Арбузове: "Арбузов был в Испании, – снова начал Валька. Он был механиком соединения торпедных катеров, посланных в помощь республиканцам. Команды катеров были смешанные: из русских и испанских моряков. В то время испанцам не давал покою крейсер мятежников, какой-то «Сирвало-Нарвало» – что-ли. Он каждую ночь обстреливал Барселону, а днем прятался в порту за боновым заграждением. Арбузов решил утопить его во что бы то ни стало. К его затее отнеслись скептически. Тогда он собрал матросов и сказал им: «Мальчики! Есть кровавый вариант». Мальчики выслушали, а потом вытащили руками катера на стенку и за один день приделали им на днища под винты и рули стальные салазки. А на следующую ночь катера на полном ходу с помощью этих салазок перескочили через боновое заграждение в бухте, где стоял крейсер, и утопили его прямо у стенки. За это Арбузов получил высший испанский орден – «Лавры Мадрида» и такой авторитет среди испанских моряков, какой не имел ни один собственный адмирал.

дрон: Уважаемая Екатерина, я не силён в надводных кораблях, тем более в БО Каспийской флотилии. Что могу подсказать, БО ,,МИНЁР,, входил с состав 20 ДСКА БО Каспийской флотилии и на октябрь 1942 года им командовал лейтенант Юрченко Виталий Диомидович. В 1944 году корабль вошел в состав Черноморского флота во 2-й Варненский ( с 29.09.44г.) Дивизион Больших Охотников за ПЛ, как БО-102. Командир дивизиона, капитан 3 ранга Пивень Михаил Михайлович, с декабря 1944 года капитан 3 ранга Коровкин Игнат Васильевич. Про механика Арбузова не подскажу, думаю что участник испанских событий вряд ли в конце войны имел должность командира бч-5 на БО. Ну и про атаку на крейсер Валька сам придумал. С уважением, дрон.

дрон: Ещё пару слов. Арбузов ассоциация с Алафузов Владимир Антонович, советник у комфлота в Испании, отвечал за поставку советских торпедных катеров в Испанию. Механиком отряда советских торпедных катеров в Испании был воентехник 1 ранга Еремин Алексей Константинович ( награждён орденом ,, Красного Знамени,, а не испанским ), в 1944-45г. был дивмехаником в 1 Бригаде Торпедных катеров ЧФ ( вот откуда мог Валька слышать про Испанию ), но Ерёмин А.К. никогда не служил на БО ,,МИНЁР,,. С уважением, дрон.

Екатерина: Спасибо! Этот пример наглядно показывает, как работают слухи, создаются легенды, и что такое мифологизация и вторичная мифологизация. А хорошо придумано!?! На фамилию Алафузов я сама выходила. Вероятнее всего, он и имелся в виду. Валька, как я поняла из дневника, учился в военно-морском училище в Баку. В конце войны оказался в Балаклаве. Возможно, родом из Москвы. В дневнике говорится о том, что его мама живет в Москве.Он сочинял замечательные стихи "а ля" Пушкин. Целый роман в стихах Онегинской строфой написал. Отец в дневнике им восхищается, но фамилию не называет. Вот одна строфа, я ее в статье цитировала: Как всем, мне иногда не спится, Порой хочу я очень спать. А в полночь не хочу ложиться, А утром не могу вставать. Лентяй, конечно, я изрядный И пьяница незаурядный (Служу на флоте: дизелист!) Пороков тьма: курю и в вист Играть недавно научился. В кармане – пусто. В голове Примерно тоже! По Неве Люблю гулять,где и влюбился Вдобавок ко всему на днях В такую девочку, что – ах.. См. статью: Чтение на войне: рефлексия, терапия, самоидентификация (на материале дневников 1943-1945 гг. подводника Северного флота Г.И. Сенникова)https://elibrary.ru/item.asp?id=35204862 Спасибо за отклик и совет!

Екатерина: Из дневника Г.И. Сенникова за март 1944 На бригаде ходит упорный слух о какой-то новой немецкой каверзе. Привезла этот слух «пятерка». Говорят, что немцы придумали какую-то ловушку для наших лодок. Версии самые разнообразные и подчас очень противоречивые. Но все сходятся на одном. Именно эта ловушка стоила жизни экипажу 172. Сегодня мы уходим в море. И говорят – туда.

дрон: Уважаемая Екатерина, тут немного не так. Думаю в дневнике идет речь про осень 1943 года, когда в районе Варангер-фьорда М-105 не смогла принять с берега разведгруппу, которая погибла, а радист работал под контролем, и лодка попала в засаду. С берега артогонь плюс аваиция противника, это 19 октября 1943 года. А М-172 ушла в этот район ещё 1 октября и пропала. Но у противника по поводу гибели М-172 ничего нет. Скорее всего подорвалась на мине. Посему к марту 1944 года М-172 полгода как погибла. С уважением, дрон.

Екатерина: Да, у отца в дневнике есть запись о гибели М-172 осенью 1943. Матросы связывают ее гибель со сменой командира (Фисановича?). Это какое-то матросское суеверие? Еще вопрос. О каком английском судне может идти здесь речь? Из дневника Г.И. Сенникова: "Говорят англичане – первоклассные моряки. Картина, которую я наблюдал недавно, заставила меня усомниться в этом. Дело было в Кольском заливе. Английский транспорт подходил к Мурманску. Неожиданно откуда-то из-за сопки на него спикировал «мессер» и зажег корабль. Вместо того, чтобы гасить пожар, команда в два счета вывалила шлюпки и бежала на берег, оставив горящий корабль посреди залива. Эсминец «Гремящий», который оказался в этот момент вблизи транспорта, пришвортовался к нему, спустил часть команды, которая и загасила пожар очень быстро. Потом транспорт на буксире отвели в гавань. По международному же закону, покинутый экипажем корабль, считается призом. Или другой случай, когда так же смехотворно отправился на дно английский крейсер у Кильдина" Есть информация по этим английским судам?

дрон: Уважаемая Екатерина, на М-172 вместо Фисановича И.И. который ушел на должность командира 6 ДПЛ БПЛ СФ на лодку был назначен капитан-лейтенант Кунец Иван Андреевич. Это бывший командир М-173, командовал лодкой ещё в финскую, вступил на ней в ВОВ, но в начале 1942 года снят с должности за плохое командование ( нет побед, слишком осторожен в походах ) и назначен минером на С-102. Осенью 1943 года его вновь назначили командиром, на этот раз М-172, но в первом же походе лодка погибла. С уважением, дрон.

Екатерина: Отец пишет, что ребята с "М-172" предвидели свою гибель, и связано это именно со сменой командира. Есть какая-то такая примета или суеверие на флоте? Или это просто предчувствие? Когда с "М-119" забрали Колосова, команда тоже приуныла. И опять вспоминали М-172.

дрон: Теперь по поводу англичан. Думаю тут речь идёт об Арктических конвоях, те которые PQ-QP, JW-RA. Там прошло около 1400 судов, и какое именно из них видел Георгий Иванович вопрос. Их топили лодки, авиация и то что экипаж покинул судно, да берегли людей. А действия экипажа нашего эсминца норма, это уже зона ответственности кораблей СФ, они должны защищать не военные суда и их экипажи. Ну и какой приз, это же корабль союзников. По крейсеру видимо услышанный рассказ о гибели 30 апреля 1942 года КР ,,ЭДИНБУРГ,, который охранял вышедший из Мурманска конвой QP-11, и был торпедирован немецкой ПЛ U-456, а затем после боя с эсминцами был по приказу командования оставлен экипажем и затоплен. С уважением, дрон.

Екатерина: Спасибо!

Екатерина: Вопрос: когда буду издавать книгу, кому написать спасибо? Можно ответить на ekaterinapost@mail.ru

дрон: Екатерина, у меня складывается мнение, что почти все подводники в войну, особенно на Балтике в 1942 и 1943 годах, уходили в поход, как в последний. А суеверие, бесспорно, как без него на флоте. Масса невероятных историй, моряки делали десятки походов на своей ПЛ, но гибли в первом же походе подменяя кого-то. Тот же Фисанович И.И. погиб при перегоне ПЛ из Англии на СФ. Или наоборот, офицер за войну поменял три ПЛ, и каждый раз переходил на другую, а предыдущая лодка погибала, было и так. С уважением, дрон.

Екатерина: Да, о таких случаях отец тоже пишет . И о таких "везучих" людях, которых как огня боялись. Вот еще вопрос. В дневнике отца нашла очень красивое стихотворение с комментариями. 20 четверостиший. Подпись Алымов (автор?). Называется: "Хозяин Баренцева моря" Из дневника Г.И. Сенникова: Хозяин Баренцева моря С волной высокой и тяжелой споря, Идет властитель заполярных мест. Хозяин злого Баренцева моря – Корабль подводный – держит курс на вест ................................................................В интернете этого текста нет. Он известен? Кто такой Алымов?

дрон: Кто такой Алымов? Не знаю. Возможно кто-то из профи, а может быть и краснофлотец с подплава или, как вариант, Алымов Ефим Николаевич, разведчик отдельной роты разведки 12 Краснознаменно Бригады Морской пехоты СФ дважды орденоносец. Тогда много было талантов, а на войне особенно. Опять же Фисанович И.И. и его гимн подводников ,,Песня строевая подводная,,. С уважением, дрон.

Екатерина: В "Хозяине Баренцева моря" есть такие четверостишия: Они стоят стеною нерушимой, Герои новых северных былин: Видяева друзья, друзья Керима – Блистательная гвардия глубин. На берегу поморской древней Колы (???), Где Сталинская высится гора – Стоят питомцы колышкинской школы Торпедного удара мастера. Все фамилии в дневнике прокомментированы. И про сталинскую сопку комментарий есть. Неужели этот текст нигде не публиковался? Жаль...

дрон: Уважаемая Екатерина, мне всё-таки кажется, судя по тексту, стихотворение писал профессионал, уж больно ,,политически правильно,, оно написано. Надо искать среди поэтов того времени, и в первую очередь в издательстве газеты ,,Краснофлотец,,. С уважением, дрон. P.S. Посмотрите в Сети - Алымов Сергей Яковлевич.

Екатерина: Автора нашла. Это С. Алымов. Его же: ПЕСНЯ ПОДВОДНИКОВ Слова С.Алымова Форштевень седые усы поднимает, Туман голубой по заливу плывет, Полярная чайка над рубкой летает, - Подводная лодка уходит в поход! http://submarine.sten.lv/songs.php%4031

Екатерина: *PRIVAT*

Екатерина: Добрый день! Помогите найти человека: Мишка Олейник – штурманский с «С – 101». На сайте Память народа не нашла...

Екатерина: Можете помочь? О какой лодке идет речь? В дневнике Г.И.: "Разве не это явилось причиной роспуска экипажа пятнадцатой? В одном из походов у них в море смыло волной рулевого и штурмана". М-15 не м.б., т.к. они воевали на ЧФ. На вашем сайте об "С-15" есть информация о командире Мадиссоне. А с экипажем ничего не было? Про "Л-15" тоже ничего такого. Волной смывало, но ребят с других лодок...Распускали, переформировывали экипаж какой-нибудь "пятнадцатой"?

maslopoop: Екатерина пишет: Мишка Олейник – штурманский с «С – 101». Екатерина пишет: ???Олейник Николай Иванович командир отделения штурманских электриков старшина 2-й ст. С-102 12 поxодов

Екатерина: Спасибо, возможно, это он и есть.

Екатерина: Не могу найти в списках норвежца-разведчика Оги. Из дневника Г.И. Сенникова: Он погиб во время высадки с «пятерки». Его напарник оказался предателем. Лодка попала в засаду: ее обстреляли с берега, когда Оги уже был в шлюпке. Пришлось срочно погружаться. Оги застрелился, стоя во весь рост в ушлой резиновой шлюпчонке. Он еще помахал перед смертью рукой нашим морякам и крикнул по-русски привет…" У вас на сайте нашла информацию о шестом походе М-105. Там , действительно, упоминается разведгруппа, которая погибла. Как найти их имена?

maslopoop: Екатерина пишет: Он погиб во время высадки с «пятерки». Его напарник оказался предателем. По Морозову при попытке снятия разведгруппы 19-2О октября оба разведчика-норвежца были пленены противником

Екатерина: По Морозову? По книге Морозов М.З. Кулагин К.Л. Советский подводный флот 1922-1925 гг. О подводных лодках и подводниках? Эту книгу Вы имеете ввиду?

Екатерина: Опечатка. 1945

maslopoop: Екатерина пишет: По книге Морозов М.З. Кулагин К.Л. "Месть" Сталина советские подводные лодки типа М https://epdf.tips/quotquot-16ab1ae8eccd3f2487546fb50ff844b845006.html Стр 175-176

Екатерина: *PRIVAT*

Екатерина: ВЫ писали:" Или наоборот, офицер за войну поменял три ПЛ, и каждый раз переходил на другую, а предыдущая лодка погибала, было и так". Можете подсказать, например, фамилию? О ком идет речь? Или источник информации, где об этом есть.

Екатерина: Из дневника Г.И. Сенникова: "Громов ушел в море». Помогите установить личность. Скорее всего, «С-51". Возможно штурманский электрик..

maslopoop: Екатерина пишет: Скорее всего, «С-51". Громов Петр Александрович, старший электрик/командир отделения электриков С-51, старший краснофлотец/старшина 2-й ст, переxод и все семь поxодов

Екатерина: Спасибо!

Екатерина: Подскажите, пожалуйста, о какой лодке может идти речь? Из дневника Сенникова Г.И.: "Апрель 44 Вернулась из похода «Щ-x». С выстрелом. Когда лодка стала швартоваться к пирсу, встречающие увидели, что из носового ….лодки торчит торпеда. Очевидно, она запуталась хвостовым оперением и осталась в аппарате, а на лодке этого не заметили. Ну и паника создалась на пирсе! Всех встречающих как ветром сдуло. Еще бы – удар в пирс и от всего и всех куча щепок. Торпеду вынули на плаву, в бухте. А потом хохот на всю бригаду."

дрон: Уважаемая Екатерина, в апреле 1944 года оставшиеся ,,щуки,, БПЛ СФ Щ-402 и Щ-404 в походы не ходили, были в ремонте. С уважением, дрон.

maslopoop: Екатерина пишет: "Апрель 44 Вернулась из похода «Щ-x». На весну 1944г в БПЛ оставалось всего две "щуки": Щ-4О2 и Щ-4О4, но первая с 9 октября 1943г по 5 июня 1944г проxодила усиленный навигационный + средний ремонт, и вышла поxод 1О июля 1944г А Щ-4О4, встала 13 декабря 1943г на прикол в ожидании среднего ремонта и вступила в строй лишь 18 апреля 1945г ?Надо смотреть "эски"?

Екатерина: Хорошо, спасибо. Напишу, что не удалось установить,о какой именно лодке идет речь. Хотя я теперь точно знаю, что даты в дневнике иногда не совпадают. Он мог записать какой-то эпизод из прошлого. Просто всплыл в памяти. Отец ни перед кем не собирался отчитываться этим дневником. Писал для себя. Иногда события перемешиваются. Стараюсь установить точные даты и обстоятельства, но не всегда удается. А поколение то уже ушло. Раньше надо было...

Екатерина: А это о какой лодке может быть? Из дневника Г.И. Сенникова: "Еще так свежа в памяти гибель лодки Самарина, которую вот так же гоняли два миноносца, гоняли до тех пор, пока у наших попросту не кончилась электроэнергия, и лодка утонула без хода, ушла на адскую глубину океана в то время, когда все люди в отсеках были живы и полны сил". Вообще, такое возможно?

Екатерина: Не могу найти человека. Женька - радист (?) с "М-119" уже на ЧФ в 1944-1945. Был такой?

maslopoop: Екатерина пишет: Женька - радист (?) с "М-119" уже на ЧФ в 1944-1945. Был такой? ?Ефремов Евгений Ильич радист краснофлотец (+ 6 походов на К-3)?

maslopoop: Екатерина пишет: Женька - радист (?) с "М-119" уже на ЧФ в 1944-1945. Был такой? Ефремов Евгений Ильич радист краснофлотец (+ 6 походов на К-3), на май 1945г служил на М-114 Екатерина пишет: какой лодке может быть? И М-1О6 .. . по ссылке, что я давал, есть описание её гибели ,

дрон: Уважаемая Екатерина, добавлю к информации Юрия. Ефремов Евгений Ильич, 1917 года рождения, в РККА с 1937г. Служил на К-3 ещё на КБФ, совершил на ней 2 боевых похода, затем лодка перешла на СФ, где Ефремов ходил на К-3 ещё в 4 похода, был награжён медалью ,,За боевые заслуги,, и был командиром отделения радистов, старшина 2 статьи. Видимо проштрафился, после чего направлен в морскую пехоту под Сталинград, а затем морпехом до марта 1944 года воевал уже на СФ. Участвовал в двух последних апрельских походах на М-119, и был представлен командиром к награде, но не получил. Ушёл на ЧФ возможно на М-119, но там переведён на М-114. Почему проштрафился, на К-3 он был командиром отделения радистов, старшина 2 статьи, а на М-114 уже просто радист, краснофлотец, два звания минус. С уважением, дрон.

Екатерина: Спасибо, отец с командой М-114 дружил. Возможно, даже и служил на ней. Во всяком случае, в поход с ними ходил уже на ЧФ. В Крымском дневнике много о Ромке. Это Сорокин Роман Романович – электрик 3-го класса ПЛ М-114, 1920 г.р. Они общались до смерти отца в 1987 г. По военному билету смогла установить даты и моря, где служил Г.И. Сенников. А вот с лодками не всегда понятно. Больше всего он рассказывал об М-119. Но я так поняла из дневника, что до нее была М-107, а после, возможно, М-114. Где взять точные сведения? В архив ехать?

дрон: Уважаемая Екатерина, точные сведения по прохождению службы только в архиве. Можно и в архиве поработать с документами, но сейчас он даёт ответ и по электронной почте, тем более прямым родственникам. С уважением, дрон.

Екатерина: Что за корабль стоял в порту Поти в 1944-1945 гг."Дербент". Старая разрушенная посудина? Кабак? Есть о нем какие-то сведения?

Екатерина: Помогите, пожалуйста, найти: Димка – рулевой с «М-114»

Екатерина: Помогите установить, о ком речь: "На траверзе Ялты упал за борт и утонул Гриша С. – трюмный машинист с «М-104».

дрон: Екатерина, по судну в Поти не скажу, под рукой нет нужной литературы. Возможно есть связь с книгой Юрия Крымова и одноимённым фильмом 1941 года, ,,Танкер "Дербент",,. По рулевому с М-114 сложно, лодка с ТОФа пришла, надо смотреть наградные по 2 БПЛ ЧФ за 1945 год, там более 10 дел, есть и по морякам с М-114. С уважением, дрон.

maslopoop: Екатерина пишет: утонул Гриша С. – трюмный машинист с «М-104». Екатерина пишет: ???Самигуллин Гариф Лутфутдинович командир отделения трюмных старшина 2-й ст.??

Екатерина: Сайт "память народа" на Самигуллина не реагирует. Не награждался?

Екатерина: Самого главного человека не попросила Вас найти! Очень буду благодарна, если найдете Николая Фролова: В марте месяце 1944 г. в дненике Г.И. Сенникова появляется такая запись: "На двадцатку приехала команда с Тихого океана. И кого же я встретил, черт возьми! – Димку Сивкова. Прямо с лодки мы с Сашкой зашли в кубрик и пробыли у них до поздней ночи. Под конец просто языки заболели. Димка – друг Николая. Они вместе учились в Саратовском художественном училище. Парень серьезный, но раз художник – значит с богатейшей душой. На мой же взгляд – душа – главное в любом человеке. Эх! Знал бы Колька, что вот мы опять вместе, Димка, Сашка и я. Не хватает только его. Где он?" Установила, что речь идет о речь идет о команде «Л-20». Ребята - это друзья по Отряду подводного плавания ТОФ. Что характерно - все художники. Г. И. Сенников великолепно рисовал, перед смертью создал серию картин маслом, посвященных ВОВ, морю, подводникам. Сашка - это Елфимов Александр Прокопьевич(в дневнике Сашка)– рулевой «М-107», 1921г.р. Стал художником. Его автопортрет "Подводник" см: http://elfimov-family.ru/ape_galery.php?page=7 Димка - это Сивков Дмитрий Георгиевич,1922, ст. краснофлотец ,ПЛ «Л-20» СФ, Воронежская обл. Его публикация «В студеных морских глубинах» на сайте « Морской раздел» http://shturman-tof.ru/Morskay/podlodka/pl_05sivkov.htm Кто такой Николай??? Почему отец так о нем переживает? Куда он делся? Фамилия, возможно, Фролов. В дневнике есть такое воспоминание: Помню, как Кольке на экзаменах по В-морскому делу достался вопрос: Рассказать устройство торпеды. Тот не имел ничего лучшего, как сказать: «Торпеда – это такая махина – ахнет – не возрадуешься!» Ему же принадлежит классическое определение окружения. «Окружение – это когда ни вздохнуть, ни п…нуть! Колька Николай Фролов" И больше ничего о нем не известно... Фролова Николая, кстати, нашла. В книге воспоминаний об "С-101"( "С-101" в воспоминаниях экипажа"), но он старше гораздо. Скорее всего, не тот.

дрон: Уважаемая Екатерина, на сайте ,,ПОДВИГ НАРОДА,, - СамигуЛин Гариф, 1918 г. старшина 2 статьи, два ордена в 1943г. и 1944г. По поводу Фролова Николая, судя по тексту из дневника он остался служить на ТОФе, найти не реально, только если был награжден в 1945 году. С уважением, дрон.

Екатерина: Добрый день! Никому не попадался такой текст? Кто автор? Возможно, В - это тот самый Валька... Две малютки 1. Голодная блокада Царит над Ленинградом, Снежок на одеяле, На окошке лед. Спустилась ночь на город, Неся мороз и холод. Малютка засыпает. Мать над ней поет. Спи, дочка, спи, малютка! Пусть ветер воет жутко, Пусть вьюга напевает за стеной. Не плачь и спи спокойно, И будь отца достойна, Он ветра не боится, борясь с волной. 2. В бушующем просторе В открытом бурном море С волной играет ветер, И стонет шторм сердит. Но в непогоду чутко Спит на волне «малютка», И в рубке до рассвета Командир не спит Спи, дочка, спи, малютка! Пусть ветер воет жутко, Пусть шторм шумит над головой. Не плачь и спи спокойно. Вот кончатся все войны С победой я приду к малютке дорогой! 3. Салют победы в мае Гремит, и напевают Над детской колыбелью Снова мать с отцом. И глазки – незабудки У дочки, у малютки Сияют беспредельным голубым огнем. Спи, дочка, спи, малютка! Усни хоть на минутку, Скорее глазки закрывай. Спи дочка, спи родная! Вот вырастишь большая И вспомнишь этот май Баю, баю, бай Кавказ. Апрель 1946. ВБ.

Екатерина: Из дневника Г. И. Сенникова: "А по каюте неслась бесшабашная: Носил свою тельняшку я три года, И ее не разу не стирал. Ведь много грязь не смоет, И мыло денег стоит, И мыло в наше время капитал. И пусть я окажуся инфантилом, Коль в этой песне слово я соврал. Но мыть тельняшку с мылом, Мне просто не по силам, И мыло я давно реализовал, Задумал я жениться на красотке По вкусу себе девушку искал" и т.д. Балаклава. 11 апреля 1946 г. Этот текст известен на флоте?

дрон: Я этих произведений не слышал. С уважением, дрон.

Екатерина: Добрый день! Опять вопрос. У Г.И. Сенникова в крымском дневнике упоминается транспорт «Ингул». Речь идет о транспорте, затонувшем в 1941 г. у входа в порт г. Поти. В. Плужников пишет: «Начальник штаба Потийской военно-морской базы (капитан 2 ранга Деревянко) не допустил входа в порт терпевшего бедствие во время шторма парохода «Ингул» и приказал закрыть бонное заграждение. Пароход затонул у самого порта. Погибло 25 человек». Плужников В. «1941 год или как теряли людей и корабли». Режим доступа: https://mcleod1564.livejournal.com/26355.html. У вас на сайте я нашла информацию о моряках-подводниках, погибших при спасении пассажиров "Ингула". Есть подробности какие-то. Как мне правильно эту ситуацию прокомментировать?Плужников прав?

Екатерина: Помогите установить личность. Возможно, штурманский электрик. Фамилия написана неразборчиво... Из дневника Г.И. Сенникова . Март 1944 г. "С моря выстрел. Прошла четверка. Где-то у того же Сюльте-Фиорда грохнули гигантский транспорт и вместе с ним катер-охотник, его охранявший. Кабот рассказал мне умопомрачительные подробности атаки. Транспорт стоял на якоре у берега, маскируясь скалой. Охотник крейсеровал возле него. В продолжение целого дня командир лодки ждал, когда же охотник подойдет к транспорту, чтобы грохнуть обоих сразу. И дождался. Вышли в атаку и утопили обоих. Федька успел несколько раз сфотографировать через перископ картину гибели корабля, а штурман даже зарисовал. Потом его рисунок был в «Краснофлотце». Благо атака прошла как на полигоне, даже скрываться не от кого было. Командир четверки – капитан-лейтенант Лукьянов – участник торпедирования «Тирпица». Он был у Лунина старпомом".

maslopoop: Екатерина пишет: Кабот Кабот Федор Федорович командир отделения штурманских электриков старшина 2-й ст, с 1957г участник арктическиx экспедиций "Северный Полюс", в апреле 196Ог был ассистентом врача Леонида Рогозова который сам себе вырезАл аппендикс

maslopoop: Екатерина пишет: Он был у Лунина старпомом". Да

maslopoop: Екатерина пишет: Вышли в атаку и утопили обоих Екатерина пишет: Увы ... по Мороову вечером 1О марта был атакован остов транспорта "Наталь" сидевший на камняx c ?1943г?

дрон: Уважаемая Екатерина, здравствуйте. По вопросу гибели транспорта ,,ИНГУЛ,, я бы не стал ссылаться на В.Плужникова, ,, бонное заграждение...,, ,,погибло 25 человек...,,. Компетенция автора вызывает вопрос. Пароход ,,ИНГУЛ,, ЧМГП, 2324 брт. капитан В.К. Субботин 28.11.41г. на рейде Поти штормом выбросило на мол, корабль перевернулся и затонул, погибло 4 человека. Видя катастрофу к судну послали подводников из 6 ДПЛ 2 БПЛ ЧФ, их возглавил военком А-5 политрук Рябов Михаил Яковлевич. Всего пять человек с лодок А-3, А-4 и А-5. Шлюпка перевернулась, все кто был на ней утонули. С уважением, дрон.

Екатерина: Спасибо за Кабота и "Ингул". Напишу, как рекомендуете. Ссылку на сайт и форум дам обязательно. СПАСИБО!!!

Екатерина: Добрый день! А вот этот эпизод меня поставил в тупик. Не могу понять, о какой лодке идет речь? Морозов с кем так удачно сходил в первый поход. У отца не указана лодка. Из дневника Г.И. Сенникова: "Август 1943 г. Это был не поход. Это была сказка, сказка по своей сложности и по своей простоте. Мы встретили караван на траверзе Рыбачьего полуострова, у входа в Варангер – фиорд. Их было несколько кораблей, не считая конвоя, и шли они под самыми скалами, маскируясь их отвесными темными кручами. Стреляли по головному. Это был самый крупный транспорт, тысяч на 12 тонн. Он шел сразу за эсминцем и сидел очень глубоко, что говорило за основательность груза. Торпеды выпустили с расстояния з-х кабельтовых. Потом нырнули и стали слушать. Через несколько секунд рванул такой взрыв, что мы, в отсеках, кубарем посыпались на палубу. Точно свет, с подволока, дождем посыпалась пробка, и мой гирокомпас взвыл самым угрожающим образом. Комдив Морозов, ходивший с нами, по традиции, в первый поход, получил здоровенный фонарь под глаз. Но физиономия у него тем не менее была развеселая. Ого! Должно быть начинка у этого транспорта была горячая! Но это было не все. Через небольшой промежуток времени грохнул еще один взрыв, потом еще… Мы решили, что немцы за глубинные бомбы взялись, а поэтому особенно не рассуждали. Нам повезло. Наверху началось то, что зимой называется снежным зарядом, а летом еще выразительнее, одним словом – муть. Туман, мрак, как дымовая завеса. Пользуясь этим, всплыли и полным ходом ушли к Кильдину. А сзади такая музыка поднялась, что ее вероятно в Полярном слыхали. Немцы все море бомбами вскипятили на том месте, где только что были мы. В Екатерининской гавани нас встретила вся бригада во главе с Головко. И здесь мы узнали приятную новость: оказалось, что те сильные взрывы были не глубинными бомбами. Это взорвались еще два немецких транспорта, которые после нашей атаки с перепугу на собственное минное поле шарахнулись. Красиво? Будет поросенок, а надо бы трех".

maslopoop: Екатерина пишет: "Август 1943 г. В июне–сентябре 1943г не одна "малютка" СФ в поxодаx не участвовала М–1О4 с 12 мая по сентябрь 1943г – ремонт М–1О5 с 3О июня по 15 сентября – гарантийный ремонт М–1О6 погибла 8 июля 1943г М–1О7 в свой ПЕРВЫЙ поxод с Фисановичем 7 сентября М–1О8 в свой ПЕРВЫЙ поxод 29 декабря 1943г М–119 с 2 мая по 3О сентября – гарантийный ремонт и БП М–122 погибла 14 мая 1943г М–171 с 1 мая 1943г по июль 1944г – модернизация М–172 с 9 мая по 3О сентября – аварийный ремонт и БП М–174 с 24 марта по октябрь – аварийный и текущий ремонт и БП А по эпизоду вспомнились "Тени исчезают в полдень": "Сомневаюсь я, однако!"(с)

дрон: Если объединить первый и второй поход М-107, то в итоге получится очень похоже на этот эпизод. Только вместо Морозова был Фисанович, лодка оба раза стреляла с 10 каб. В первой атаке подтверждённая победа ( потоплен охотник ,,Uj-1217,, ), во втором походе атака конвоя из 3 транспортов, слышен взрыв, через 25 мин. слышны ещё 3 взрыва. Противник эту атаку не наблюдал, потерь нет. Но это походы сентября-октября 1943 года. С уважением, дрон.

дрон: М-107 вошла в состав 6 ДПЛ БПЛ СФ, командир ГСС капитан 2 ранга Фисанович И.И. Дивизион был создан 1.07.43г. и расформирован 20.12.43г. и кроме Фисановича И.И. у этого дивизиона командиров не было, а Морозов Н.И. командовал 4 ДПЛ БПЛ СФ, и был его командиром всю войну, затем ушел с дивизионом на ЧФ. Не мог Морозов Н.И. быть в походе на ПЛ из 6 дивизиона. А вот М-119 входила в состав 4 ДПЛ, на которой продолжил службу Сенников Г.И. Отсюда возможно и путаница Морозов - Фисанович. С уважением, дрон.

Екатерина: Вот и я запуталась немного. Все это прочитала на Вашем сайте. Видимо, по памяти писал, или это рассказ-воспоминание членов экипажа "М-119". Он как запомнил, так и записал уже в Крыму в 1944-45.

Екатерина: Из северного дневника Г.И. Сенникова: "Колька Павлов плавал на «К-2». Лодка погибла, когда он лежал в лазарете с гриппом". А в крымском дневнике так: "Павлов Николай – п/л – 3602"Что это?

дрон: Уважаемая Екатерина, думаю всё-таки речь идёт о двух первых походах на М-107. А вот путаница в деталях, результат нервного напряжения человека впервые вышедшего в боевой поход, и не совсем знающего людей и обстановку, или писал по памяти уже в Крыму. По тексту видно, что сам участник действия, в походах на М-119 таких ситуаций не было. С уважением, дрон.

дрон: Возможно речь идёт о Павлове Николае Николаевиче, командире отделения штурманских электриков Штаба БПЛ СФ. А 3602 это номер воинской части ( в/ч ) это может быть лодка, ДПЛ, БПЛ. С уважением, дрон.

Екатерина: Спасибо большое за Павлова Н.Н.! Штурманские электрики - особая каста. У них был свой кабинет на базе, они все общались, дружили. Когда лодка прибывала из похода, отец всегда спешил "к своим" штурманским.

Екатерина: Добрый день! Как вы думаете, о каком командире м. идти речь? Имя жены далее расшифровывается Анна Сергеевна. Там все очень целомудренно. На страничку приклеено фото женщины с двумя детьми. Это Крым 1946 г. Дата стоит: 27. 01. 46. Из крымского дневника Г.И. Сенникова: "Она, А.С., – жена командира тихоокеанской лодки. Он сам – в Германии, угодил туда после аварии на своей лодке (столкнулся с другим кораблем в море). Уходя в Германию, он вызвал к себе троих – Смирнова, Потанина и меня и попросил не забывать его жену, помогать ей в его отсутствии. Очевидно, с его точки зрения, мы были самые порядочные парни из всего дивизиона. (Он так и сказал это). Мы добросовестно выполняем его просьбу, и А.С. без внимания не остается. Она – мать двоих маленьких детей".

Екатерина: Кстати, Патанина нашла. Это Потанин Александр Николаевич- ПЛ "М-114", Смирнов, скорее всего, Борис. До этого в дневнике сообщается, что на "М-114" заболел штурманский электрик, и Сенников пошел на его место.

дрон: Уважаемая Екатерина, вполне возможно речь идёт о командире М-114 капитан-лейтенанте Шилине Борисе Степановиче. Про аварию у меня нет данных, в Германию могли отправить только на трофейные лодки, но туда шли наиболее подготовленные командиры. Шилин Б.С. имел хорошую аттестацию, в феврале 1946 года представлен к ордену, но в апреле был уволен в отставку по болезни. Вывод такой, в Германию за аварии не ссылали, а небольшой срок дать могли, и тихо уволить с флота. Сам Шилин ,,питерский,, и отправлять семью из Крыма в Ленинград 1946 года видимо не хотел, а вариант дождаться его в Крыму, посчитал правильным. Это как вариант. С уважением, дрон.

дрон: Про аварию. 3 сентября 1943 года на ТОФе Щ-128 столкнулась со Щ-130 во время учебных стрельб. Виновница аварии с погибшими членами экипажа Щ-130 была Щ-128, а помощником командира на ней был Шилин Борис Степанович, возможно речь шла об этой аварии. С уважением, дрон.

Екатерина: Ясно:) "Германия" - это кодовое слово. На самом деле, скорее всего, места не столь отдаленные?... Кстати, не первый раз в дневнике встречаю закодированные слова и зашифрованную информацию. Но сейчас, слава Богу, почти все можно установить. Почти...За чем-то в архив придется ехать, если пустят... Спасибо за подсказку!

Екатерина: Кто такой Z ? Предполагаю, что Покрышкин - фамилия реального командира. На сайте "Память народа" есть несколько Покрышкиных, но кто из них был на ЧФ в марте 1946г? Из дневника Сенникова Г.И. : "В море ушли утром. Z сегодня свирепствовал, как никогда. Тревоги следовали одна за одной, без перерыва. Передраит всех на мостике по очереди и в одиночку и снова «Срочное погружение!», «По местам стоять к всплытию!», «Арттревога!», «Пошел дизель на продувание балласта», «Боевая тревога!». Во время одной из тревог задраивали люк и впопыхах дважды трахнули Z стальной рукояткой клинкенга по голове. Чорт целый час потом с хохоту давился: «У нашего Z лоб медный! Другой бы от такого угощенья богу душу отдал, а у него только звон!» Он уже просто страшилищем стал для всех. Когда он появляется на мостике – первый, заметивший его, орет: «Покрышкин в воздухе!» И всех с палубы как ветром сдувает. В Балаклаву пришли в 15 часов". Выше в дневнике говорится о том, что Чорт - это прозвище матроса . Н.Б. (Николай) - трюмный машинист "М-105". Искала, искала, так и не нашла... Да, и слово "клинкенг" я правильно расшифровала?

Екатерина: Уважаемые Юрий и Александр! Поздравляю вас с наступающим праздником - днем ПОБЕДЫ! Спасибо вам за то большое дело, которым вы занимаетесь, сохраняя память о наших дорогих воинах-победителях! Успехов вам в ваших начинаниях! Мир вашему дому!

дрон: Спасибо.

дрон: Уважаемая Екатерина, ,,клинкенг,, нет, это ,,клинкет,,. Покрышкин Александр Иванович лётчик-ас, трижды ГСС. ,,Ахтунг, ахтунг, в небе Покрышкин...,, А вот кто был командиром М-105 на март 1946 года не знаю, возможно он и есть Z. Интересно кто такой? С уважением, дрон.

дрон: Трюмного машиниста с именем Николай нашёл только ст. краснофлотца Господченкова Николая Дмитриевича, а командиром в 1946 году на М-105 был капитан-лейтенант Симонов Николай Николаевич. С уважением, дрон.

Екатерина: Спасибо за М-105!

Екатерина: Здравствуйте, Андрей и Юрий! Сейчас работаю над статьей о страхах и суевериях подводников ВОВ. Тема актуальная в рамках исследований антропологии войны и психологии комбатантов. У Г.И. Сенникова много об этом в дневнике. Вы писали, что такие суеверия, о людях, которые уходили на другую лодку, а лодка гибла и т.д., о талисманах, табу, были очень распространены на флоте. Не могли бы Вы поделиться еще примерами? М.б. у кого-то есть об этом. Я пока нашла кое-что только у Шигина Владимира Виленовича в кн. "Призрак на палубе".

дрон: Уважаемая Екатерина, здравствуйте. Про всё это попадалось в мемуарах подводников, но специально выписывать такие моменты не было моей задачей, интерес был к другим фактам. Про людей, так или иначе интересных Вам, посмотрю, но скорый результат не обещаю, лето, дача. Что сразу могу сказать, про С-13 Вы видимо знаете, или читали в упомянутой, не к ночи, Вами книге. Про Север, и 4 ДПЛ Морозова Николая Ивановича, 23 боевых похода за войну на лодках своего дивизиона, из состава на 22 июня осталась только М-171, ещё 4 ,,новые,, погибли в походах, а ,,малюточный дед,, жив и здоров. За этот период 1 ДПЛ потерял трёх комдивов - Гаджиев М.И. - Котельников В.Н. - Хомяков М.Ф. У Юрия было фото Библии с ПЛ Л-3, которая всю войну хранилась в каюте командира. С уважением, дрон.

Екатерина: Спасибо! Посмотрю повнимательнее не к ночи помянутую книгу. Про Лунина и его счастливую ушанку там читала....

Екатерина: Добрый день! Написали несколько статей по дневнику подводника Г.И. Сенникова: 40. Постникова Е.Г., Волкова В.Б. Это мой мир: фронтовые дневники матроса-подводника // Quaestio Rossica. Т. 8. 2020. № 2. С. 623-638. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/85791/1/qr_2_2020_19.pdf (Дата обращения: 5.07.2021) 41. Постникова Е.Г., Любецкий А.Е. Страхи подводников Великой Отечественной войны (по материалам дневника матроса Северного флота Г.И. Сенникова // Известия УрФУ. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 4(202). С. 190-207. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/95037/1/iurg-2020-202-12.pdf (Дата обращения: 5.07.2021) 42. Постникова Е.Г., Любецкий А.Е., Сенникова К.Г. Командиры Северного флота в эго-документах матроса-подводника Г.И. Сенникова // Манускрипт. 2021. Т.14. №6. С. 1083-1092. URL: https://www.gramota.net/articles/mns210223.pdf (Дата обращения 5.07.2021)

Екатерина: 40. Постникова Е.Г., Волкова В.Б. Это мой мир: фронтовые дневники матроса-подводника // Quaestio Rossica. Т. 8. 2020. № 2. С. 623-638. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/85791/1/qr_2_2020_19.pdf (Дата обращения: 5.07.2021) 41. Постникова Е.Г., Любецкий А.Е. Страхи подводников Великой Отечественной войны (по материалам дневника матроса Северного флота Г.И. Сенникова // Известия УрФУ. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 4(202). С. 190-207. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/95037/1/iurg-2020-202-12.pdf (Дата обращения: 5.07.2021) 42. Постникова Е.Г., Любецкий А.Е., Сенникова К.Г. Командиры Северного флота в эго-документах матроса-подводника Г.И. Сенникова // Манускрипт. 2021. Т.14. №6. С. 1083-1092. URL: https://www.gramota.net/articles/mns210223.pdf (Дата обращения 5.07.2021)

Екатерина: https://www.magtu.ru/vov/sennikov.html Здесь фото и информация по Сенникову Г.И.

maslopoop: Екатерина пишет: Написали несколько статей по дневнику подводника Г.И. Сенникова

Екатерина: Добрый день! Создали лонгрид по фронтовым дневникам штурманского электрика "М-107" и "М-119"Г. И. Сенникова "Антропология войны". Даю ссылку http://project666364.tilda.ws/page20909412.html

дрон: Уважаемая Екатерина, шикарно получилась. С уважением, дрон.

maslopoop: Екатерина пишет: Даю ссылку Классно сделано! И фото

Екатерина: Стараюсь! Папа ведь:)

Екатерина: *PRIVAT*

Екатерина: *PRIVAT*

Екатерина: Добрый день, во Введение к книге по папиным дневникам хочу вставить такой абзац: Авторы книги выражают огромную благодарность (админам)??? форума сайтов «Атакуют подлодки» и «Великая отечественная под водой» Васильеву Юрию Алексеевичу (г. Калининград) и Смагину Андрею Александровичу (г. Москва) за помощь в научном комментировании событий ВОВ и идентификации личностей подводников, упоминаемых в дневнике. Все верно? Как правильно вас представить? Поправьте, как надо, пожалуйста.-

дрон: Уважаемая Екатерина, просто участники форума. С уважением, дрон.

maslopoop: дрон пишет: просто участники форума

Екатерина: А фамилии можно указать? Вы согласны?

дрон: Не знаю как Юра, а мою без проблем, пишите. С уважением, дрон.

maslopoop: дрон пишет: мою без проблем, пишите. Никогда не скрывался, в розыске не был, можно писать

Екатерина:

Екатерина: Добрый день. У меня новости: 1. Опубликована новая статья "Женщина и любовь на войне во фронтовом дневнике: гендерно-антропологический аспект". Статья сделана на материале фронтового дневника матроса-подводника СФ (1943-1944 гг). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschina-i-lyubov-na-voyne-vo-frontovom-dnevnike-matrosa-podvodnika-genderno-antropologicheskiy-aspekt Георгий Иванович запечатлел в своем дневнике образы нескольких реальных женщин. Некоторых из них нам удалось идентифицировать и даже восстановить их послевоенную биографию, узнать, как сложилась их судьба. Речь идет о краснофлотце Терентьевой Зое Афанасьевне, вольнонаемной, слесаре-сборщике торпедной мастерской Семенихиной Ларисе Лазаревне, старшем лейтенанте медицинской службы Шадруновой Любови Николаевне. Мир женщин, женское военное пространство и половые взаимоотношения даны глазами мужчины – юного комбатанта, то есть перед нами восприятие женщины и женского через индивидуальный мужской военный опыт. Нас интересовали следующие вопросы: какие закономерности в поведении женщин на войне подмечал молодой подводник; какие женские типы он выделял; какие «болевые точки» во взаимоотношениях женщин и мужчин на фронте зафиксировал; как он переживал проблемы гендера и половых/сексуальных отношений на индивидуальном уровне и что вообще значила женщина в его индивидуальном мужском фронтовом бытии.

Екатерина: 2. Вышел в свет двухтомник "Мы - подводники": военные дневники матроса-подводника Сенникова Г.И. Авторы : Постникова Е.Г., Любецкий А.Е. Аннотации: Том I.В монографии представлены итоги научного осмысления военных дневников (1943-1946 гг.) штурманского электрика подводных лодок «М-107» и «М-119» Северного и Черноморского флотов Сенникова Георгия Ивановича. В первом томе в научный оборот введен ранее не опубликованный текст фронтового дневника и дан его научный комментарий. Текст дневника предваряется статьями, в которых исследуются специфика жанра и функциональные особенности военного дневника, фронтовые бытовые практики, психология фронтовиков, феномен страха и способы его преодоления, матросские суеверия, табу, ритуалы и традиции, феномен авторитета командиров СФ и специфика взаимоотношений военнослужащих и другие вопросы, имеющие отношение к антропологии войны. Авторы монографии восстановили ФИО сослуживцев и командиров, упоминаемых в дневниках, составили список моряков ПЛ «М-106», «М-105», «М-119», именной указатель и указатель лодок. Впервые публикуются фотографии периода войны из государственных и семейных архивов, сканы страниц дневника с записями и рисунками, воспоминания членов экипажа «М-105». Предназначена для широкого круга читателей. Том II. Второй том издания содержит военные (май 1944-май 1945) и послевоенные (сентябрь 1945 май 1946 гг.) дневники штурманского электрика «М-119» ЧФ Г.И. Сенникова. Впервые публикуются повести Г.И. Сенникова, написанные по воспоминаниям и материалам дневников уже после войны, «Малютка уходит в море», «Ольга», рассказ «Возвращение», репродукции картин, сканы страниц дневника с записями и рисунками автора. Восстановлена родословная и биография автора дневника. В дневнике штурманского электрика дана не официальная версия событий, а передается то, что думали, говорили и как понимали события ВОв простые матросы. Предназначена для широкого круга читателей.

Екатерина: Юрий и Андрей! Авторы исследования очень благодарны Вам за помощь в комментировании событий подводной войны на Севере и идентификации подводников Великой Отечественной войны. Напишите мне свои адреса в личный кабинет или на почту ekaterinapost@mail.ru Я вам вышлю экземпляры книг (пока только печатные).

Екатерина: Это предложение в силе для всех участников форума, кто интересуется историей подводного флота в годы Великой Отечественной войны. Контакты: 89049759005 Постникова Екатерина Георгиевна - дочь Сенникова Георгия Ивановича и автор книги "Мы-подводники": военные дневники матроса-подводника СФ Г.И.Сенникова" ekaterinapost@mail.ru

maslopoop: Екатерина пишет: Екатерина, вот на Госкаталоге нашли фото из Вологодского музея, его можно немного увеличить Андрей написал, что фото девушки Вас заинтересует

дрон: Несколько слов по снимку. Верхний ряд, слева направо. 1) старший лейтенант Швецов Константин Иванович - старший инструктор по комсомольской работе ПО Штаба БПЛ СФ. 2) капитан-лейтенант Алимов Афанасий Матвеевич - офицер по наградам Штаба БПЛ СФ. 3) капитан 2 ранга Чернышев Фёдор Иванович - начПО БПЛ СФ. 4) капитан 1 ранга Колышкин Иван Александрович - командир БПЛ СФ. 5) капитан 2 ранга Скорохватов Борис Иванович - начШтаба БПЛ СФ. 6) капитан-лейтенант Куприянов Михаил Иванович - офицер по оперчасти Штаба БПЛ СФ. 7) капитан-лейтенант Галковский Михаил Порфирьевич - офицер по войсковой разведке Штаба БПЛ СФ. Последнего можно часто увидеть на фотографиях встреч ПЛ после походов. С уважением, дрон.

maslopoop: дрон пишет: Галковский Михаил Порфирьевич - офицер по войсковой разведке Штаба БПЛ СФ. Последнего можно часто увидеть на фотографиях встреч ПЛ после походов Андрей,

Екатерина: Да,спасибо! Фото девушки знакомо. Только не пойму, что за фамилия написана? Если я правильно все помню, это Терентьева Зоя Афанасьевна?

Екатерина: Напишите мне, фамилию, пж. Не вижу. М.б. это и есть фамилия "жениха", который упоминается в дневнике Сенникова. Вроде он погиб в под Петсамо. М.б. она все же вышла замуж, а после гибели, вернула свою фамилию?

дрон: Уважаемая Екатерина, на фото Терентьева Зоя Афанасьевна. С уважением, дрон.

pobeda.30: maslopoop пишет: М-1О6 .. . по ссылке, что я давал, есть описание её гибели , Здравствуйте Юрий. Восхищаюсь Вашей тактичностью

pobeda.30: Екатерина пишет: Это предложение в силе для всех участников форума, кто интересуется историей подводного флота в годы Великой Отечественной войны. Здравствуйте Екатерина Георгиевна . Спасибо за проделанную работу С уважением, Петр (г. Астрахань)

Екатерина: pobeda.30 пишет: Здравствуйте Екатерина Георгиевна . Спасибо за проделанную работу Спасибо, Петр. Если нужен экземпляр, вышлю: саму книгу бесплатно, но за пересылку на почте заплатить нужно будет. Два тома вместе 1 кг.100 гр. В зависимости от региона пересылка по почте РФ обходится от 300 до 750 руб. Могу выслать за счет абонента.

pobeda.30: Екатерина пишет: Спасибо, Петр. Спасибо за предложение !

Екатерина: Андрей, Юрий! Книги отправила почтой РФ.

maslopoop: Екатерина пишет: Книги отправила почтой РФ

дрон: Уважаемая Екатерина, книги получил. Большое спасибо. С уважением, дрон.

maslopoop: Уважаемая Екатерина, и я получил. Большое спасибо. С уважением, maslopoop

Екатерина: https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/dnevnik_radista/ Добрый день, Андрей и Юрий! Нашла интересную информацию о дневниках радиста лодки Маринеско. Интересно было бы на них посмотреть. Еще интереснее поработать с ними. У вас есть выход на кого-нибудь из этих людей?

дрон: Уважаемая Екатерина, день добрый. Действительно, Коробейник Михаил Иванович совершил на С-13 три боевых похода, затем служил на трофейной Н-23 которой в тот период командовал североморец, бывший командир М-200 ,,МЕСТЬ,, капитан-лейтенант Гладков Владимир Львович. 5 марта 1948 года Михаил Иванович демобилизовался. К сожалению 26 января 2019 года его не стало. О его дневниках слышал, но не читал. Возможно у Юры есть что сказать по этому вопросу. С уважением, дрон.

maslopoop: Екатерина пишет: Нашла интересную информацию о дневниках радиста лодки Маринеско. Екатерина, добрый день! Написал Вам на почту

Екатерина: Добрый день, Андрей и Юрий! Нужна консультация. Я не могу найти кто такой Михай? Кого так может Сенников называть в дневнике. Это Крым. Третья тетрадь. "Михай наградил "доблестных моряков", участвовавших в захвате его флота, какими -то замысловатыми медалями. Пьяный боцман с плавбазы, сидя на полубаке "Львова", долго вертел медаль в руках. - Нет, не подумайте, - говорил он, Михай нам медали дал. И за что? За то, что мы ему морду набили!" До этого говорится о возвращении эскадры в Севастополь. Возвращение откуда? Чей флот? Болгария? Румыния? Это последние месяцы войны на ЧФ. Я поискала в интернете , не нашла Михая....В двухтомнике это Том 2. с. 74.

maslopoop: Добрый день, Екатерина! Подождём Андрея, но похоже Михай - это румынский король Михай I. С уважением

дрон: День добрый, Екатерина, Юрий. Полностью согласен, только возникает вопрос, что за награда? Тогда у румын не могло быть наград для наших воинов. Первая ,,наша,, учреждена только в 1949 году, медаль ,,За освобождение от фашистского ига,,. А флот захватывали румынский, порт Констанца со всеми кораблями. С уважением, дрон.

Екатерина: Да, спасибо! Флот, действительно, румынский. О Констанце речь идет в дневнике, а "замысловатую" медаль боцман тут же выкинул в море:)))) СПАСИБО! С историей у меня не "на ты"



полная версия страницы