Форум » Подводники » Жаворонков Георгий Александрович » Ответить

Жаворонков Георгий Александрович

Виктор: Мне кажется, в опубликованных на сайте сведениях о командире М-103 Жаворонкове Г.А. допущены некоторые неточности. Высказывая своё мнение по этому вопросу, с уважением выслушаю всех несогласных и сомневающихся. 1. После окончания ВМУ лейтенант Жаворонков Г.А. получил назначение (28.09.37 г.) на КБФ командиром рулевой группы ПЛ. 2. С прибытием к месту службы Военным Советом КБФ назначен (31.10.37 г.) командиром штурманского сектора М-88. 3. О том, что с августа по ноябрь 1938 г., т.е. до убытия на учёбу, Жаворонков исполнял обязанности штурмана 26-го дивизиона(именно в его состав тогда входила М-88), мне читать тоже приходилось. Предполагаю, что эти обязанности были возложены на него по совместительству, подтверждением чего служит тот факт, что слушателем СККС при УОПП Жаворонков Г.А. был зачислен (приказ НК ВМФ от 31.03.39 г.) с должности командира БЧ-1 М-88. Дело в том, что в августе 1938 г. был переведён на береговую службу заболевший туберкулёзом командир М-90, в связи с чем на 3-й БПЛ произведён ряд перемещений, в том числе на должность командира «М» убыл штурман 26-го дивизиона, а уже утверждённый на учёбу командир БЧ-1 М-88 Жаворонков на короткое время (где-то в конце ноября убыл в УОПП) занял его место. 4. Командир М-76 с 16.07.39 г., к самостоятельному управлению кораблём допущен приказом ВС КБФ от 17.09.39 г. 5. Очень смущает фраза: «Жаворонков был снят с должности командира М-76, несмотря на отсутствие замены…». Если командир не справляется с должностью, его, во избежание тяжёлых последствий, снимают вне зависимости от того, имеется замена или нет. В случае с Жаворонковым замена как раз была: в день его отстранения от должности(11.10.40 г.) командиром М-76 назначен помощник 320-й «щуки» старший лейтенант Фёдоров Л.П. Приказом командира 3-й БПЛ от 6.11.40 г. прибывший на Ханко Фёдоров был зачислен, а Жаворонков исключён из списков личного состава бригады. В те дни решался вопрос о переводе в Кронштадт подводных лодок М-79 и М-81 (для постановки в док и монтажа аппаратуры автоматического управления рулями), а на М-79 по неизвестной мне причине временно отсутствовал командир, поэтому НШ КБФ приказал допустить лейтенанта Жаворонкова Г.А., ещё 12.10.40 г. назначенного командиром БЧ-1 М-103, к временному исполнению должности командира М-79 с тем, чтобы с постановкой лодки в док отправить его к месту новой службы в ОВСКРПЛ, г.Ленинград. Выход с Ханко был назначен на 19.00 16-го ноября 1940 г.

Ответов - 14

Umka: Виктор пишет: Дело в том, что в августе 1938 г. был переведён на береговую службу заболевший туберкулёзом командир М-90 Климов Александр Владимирович вступил в должность в начале августа. Кто командовал ПЛ до него и был списан по болезни? С подобными случаями сталкивался неоднократно (как пример, И.Т. Морской, в возрасте 34 лет списан на берег). Что это, некомпетентнось медкомиссии, когда молодые офицеры не могут исполнять свои обязаности по состоянию здоровья? Каковы были критерии отбора в подплав? Если брали физически крепких и наиболее грамотных, почему попадались люди с подобным диагнозом? Виктор пишет: Жаворонков был снят с должности командира М-76, несмотря на отсутствие замены… Виктор, пожалуйста, если можно, причину снятия. Судя по действиям М-103 под командованием Жаворонкова в последнем боевом походе (при возвращении с позиции так и не смогла указать своего места, получила приказ идти в Таллин самостоятельно, но туда так и не прибыла) надлежащий уровень компетентности командира и штурмана вызывает сомнения.

Андрей С.: Umka пишет: Судя по действиям М-103 под командованием Жаворонкова в последнем боевом походе (при возвращении с позиции так и не смогла указать своего места, получила приказ идти в Таллин самостоятельно, но туда так и не прибыла) надлежащий уровень компетентности командира и штурмана вызывает сомнения. Ситуация действительно интересная, поскольку в последнем походе на «М-103» кроме штатного штурмана лодки и Жаворонкова, имеющего штурманское образование, присутствовал и дивизионный штурман (фамилию сейчас назвать не могу, поскольку нахожусь на работе). Получилось буквально как в поговорке про семь нянек и дитя без глаза...

Umka: Андрей С. пишет: присутствовал и дивизионный штурман старший лейтенант Миневич Леонид Абрамович – штурман 8-го ДнПЛ.


Виктор: 1. Думаю, дело не в медкомиссиях. Даже сегодня абсолютно здоровый человек может свободно «прихватить» тот же туберкулёз и станет больным. Правда, теперь врачи могут избавить его от болезни (иногда требуется несколько лет), а в начале прошлого века болезнь эта, именуемая чахоткой, считалась неизлечимой. Вспомним Чехова, Горького… Туберкулёз, болезни желудка, заболевания нервной системы и даже радикулит не редко являлись причиной списания подводника на берег. Да мало ли… Не называя имени, скажу: один из командиров лодок был переведён на береговую службу из-за того, что (цитирую) «при волне свыше 5-ти баллов укачивается, теряет работоспособность и боится погружаться под воду». 2. В августе 1938 г. на берег был списан командир подводной лодки М-90 старший лейтенант Коренев Дмитрий Ульянович. 3. Из приказа: «…Командира М-76 23-го дивизиона 3-й БПЛ КБФ лейтенанта Жаворонкова Георгия Александровича - как несоответствующего должности, недисциплинированного и мало требовательного командира от должности отстранить и зачислить в распоряжение Военного Совета того же флота».

SeeMin: Немного в стороне от темы, но хотел бы отметить, что к-р ПЛ «К-2» Уткин и к-р ПЛ «К-23» Потапов, заболев туберкулезом, тем не менее вылечились и вернулись на свои должности.

Umka: Может быть медик скажет, чтоя не прав, но туберкулез не ангина. Даже сейчас, а не в 1930-х - 1940-х...

Андрей С.: Виктор пишет: Не называя имени, скажу: один из командиров лодок был переведён на береговую службу из-за того, что (цитирую) «при волне свыше 5-ти баллов укачивается, теряет работоспособность и боится погружаться под воду». Это не о П.С. Тарасове (командире М-75) речь, которого в 1940 году списали с подплава из-за морской болезни?

Umka: Андрей С. пишет: Не называя имени, скажу: один из командиров лодок был переведён на береговую службу из-за того, что (цитирую) «при волне свыше 5-ти баллов укачивается, теряет работоспособность и боится погружаться под воду». Такой был не один. Часть списывалась, другая (бОльшая), сумев преодолеть этот недуг остававалась в списках. Как я понимаю, Жаворонкова списали "по залёту". Я прекрасно понимаю Виктора в его нежелании публиковать причины (и желании не обидеть заинтересованных лиц). Все равно, рано или поздно, все станет известным. Виктор пишет: как несоответствующего должности, недисциплинированного и мало требовательного командира от должности отстранить Как Я полагаю, это одна из причин гибели М-103. К вопросу о туберкулезе. Слишком большой процент больных этой болезнью среди командиров ПЛ. Или это совпадение. Укачивались часто (сам этим страдаю), но случаев списания по этому поводу не припомню.

Виктор: О Жаворонкове: я написал то, что есть в приказе НК ВМФ, почти полностью полностью сохранив текст, включая допущенную там ошибку. О переведённом на ББ командире ПЛ: это был не Тарасов.

Буйный: Климов А.В. командир М-90 разве не был снят с лодки и осужден за аварию в 1938 г.?

Андрей С.: Добро пожаловать, Буйный! Буйный пишет: Климов А.В. командир М-90 разве не был снят с лодки и осужден за аварию в 1938 г.? Совершенно верно. В августе Климов был назначен на «М-90», а затонула лодка позже - после столкновения 15 ноября 1938 года. ВОВ Климов встретил в качестве командира плавбазы «Полярная Звезда».

Виктор: Несколько слов о Климове А.В. На М-90 старший лейтенант (присвоено 31.08.37 г.) Климов А.В. пришёл, видимо, в августе, однако официальное назначение (приказ ВС КБФ № 0351) состоялось 4-го сентября 1938 г. Как известно, лодка 15.11.38 г. затонула на мелком месте после столкновения с буксиром «Якобинец», погибло 4 человека. Как указывается в документах, причиной трагедии явилась слабая подготовка командира ПЛ и его преступная небрежность. 28 января 1939 г. Нарком ВМФ приказал отстранить Климова А.В. от должности и предать суду ВТ, а 13 февраля отстранённый от должности Климов приказом Наркома ВМФ зачислен в распоряжение Военного совета КБФ. 14.03 39 г. Военный трибунал приговорил Климова А.В. «за преступно-халатное отношение к своим служебным обязанностям» к лишению свободы в ИТЛ сроком на 5 лет, без поражения в политических правах, с лишением военного звания «старший лейтенант». Не знаю, кто помог Климову, но очень скоро (видимо, в том же 1939-м) он оказался на свободе. По крайней мере, в начале 1940 г. он в звании «старший лейтенант» занимал должность помощника начальника штаба Отряда вновь строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей КБФ. В 1974 г. Капица П. опубликовал свои дневниковые записки («В море погасли огни»), где пишет, что в начале июля 1941 г. он на ПБ «Полярная Звезда» перешел из Таллина в Лужскую губу. На берег сошел вместе с командиром ПБ капитан-лейтенантом Климовым и поразился тому, что работавшие там заключённые приветливо встречают его спутника. Цитата: «Откуда они вас знают? Он повернул ко мне свою щекастую, загорелую докрасна бородатую физиономию и, сощурив хитроватые глаза так, что остались одни щелочки, ответил: — Не хотелось мне рассказывать. Писатели — народ опасный. Да уж ладно, знайте. Я сам вон в том дворце жил и баланду хлебал. Правда, полного срока не отсидел: за ударную работу раньше отпустили. Но на свою подводную лодку не попал, пришлось тараканьей бочкой командовать. Парадный ход шесть узлов…». По словам автора, Климову за аварию дали три года тюрьмы. 11.03.1940 г. старший лейтенант Климов А.В. назначается помощником командира С-14, но пробыл недолго и уже 17.09.1940 г. был назначен командиром ПБ «Полярная Звезда». 30 ноября того же года получил звание «капитан-лейтенант». Коль скоро речь зашла о трагедии М-90, хочется напомнить связанный с этим характерный для того времени случай. Одним из погибших на ПЛ был командир отделения трюмных машинистов Качан Михаил Фёдорович. Его мать Екатерина Васильевна отказалась от пенсии, заявив, что она - член ВКП(б) с 1918 г. и способна работать (ей было выдано единовременное пособие). Кроме того, она привезла с собой 20-летнего сына Алексея, комсомольца, рабочего Киевского арсенала, и обратилась к командованию БПЛ принять его на службу, а сам Алексей изъявил желание служить на М-90. В архиве ВМФ хранится рапорт командира и военкома 3-й БПЛ КБФ от 20.11.38 г. с ходатайством о зачислении Алексея Фёдоровича на военно-морскую службу с назначением на М-90 учеником-электриком. Интересно, пережил ли А.Ф.Качан войну? Андрей, мне кажется, нужно кое-что исправить и дополнить сведения о Карташеве Н.И. ВМУ он окончил 28.09.37 г. и тогда же приказом НКО СССР назначен на КБФ командиром рулевой группы ПЛ. Именно на такую должность он и был назначен на Л-3 с прибытием на флот (приказом по КБФ от 31.10.37 г.) и долго на ней оставался. По крайней мере, в «Списке командного и начальствующего состава 1-й БПЛ по состоянию на 10.05.38 г. лейтенант Карташев Н.И. значится командиром рулевой группы, а должность командира БЧ-1 показана вакантной. Конечно, не исключается временное исполнение Карташевым обязанностей штурмана (по совместительству). И ещё один веский довод в подтверждение этого: приказом по КБФ № 0272 от 31.07.38 г. командир рулевой группы ПЛ Л-3 лейтенант Карташев Н.И. освобождается от занимаемой должности и назначается командиром БЧ-1 той же ПЛ. Помощником командира на Щ-319 лейтенант Карташев Н.И. назначен 16 июля 1939 г., звание «старший лейтенант» присвоено 15.02.1940 г. «за боевые заслуги на фронте борьбы с финской белогвардейщиной». С должности помощника командира Щ-319 23.07.1940 г. назначен командиром ПЛ «Редо» ОВСКРПК КБФ (именно «Редо»). Сообщаю на Ваше усмотрение.

Андрей С.: Виктор Николаевич, я внёс дополнения по Карташёву. Виктор пишет: именно «Редо» А наименование «Р-1» эта лодка потом получила?

Виктор: Подводная лодка «Редо», заводской № 92 (завод № 196), с 25.09.1940 г. – Р-1. Следует сказать, что название «Редо» встречается и в более поздних документах. Так, командир ОВСКРПК 31.10.40 г. приказал до передачи в состав действующего флота ПЛ»Редо» временно прикомандировать к 27-му дивизиону. Возможно, что а)приказ о новом названии ещё не дошёл до «низов»; б) лодка (официально или неофициально) получила наименование «ПЛ «Редо» (Р-1)», а в служебных документах для сокращения употреблялась одна из половин. Надо разбираться.



полная версия страницы