Форум » Подводники » Пархоменко Глеб Владимирович » Ответить

Пархоменко Глеб Владимирович

Андрей С.: Пархоменко Глеб Владимирович Данная ветка форума посвящена Пархоменко Г.В., чья фамилия практически не встречается в работах о советских подводниках.

Ответов - 8

Виктор: Фамилия Пархоменко Г.В. не встречается в работах о советских подводниках, нет его и в самом большом (на сегодняшний день) и достаточно полном списке командиров подводных лодок в книге Э.А.Ковалёва. Почти всё, что удалось собрать мне, помещаю ниже. Буду рад любому добавлению, уточнению или указанию на неточности и ошибки. Глеб Владимирович Пархоменко родился в 1910 г., русский, из рабочих, в РККА с 1928 г. В июне 1934 г. после окончания теоретического курса ВМУ прибыл на БПЛ КБФ для практического плавания по должности вахтенного командира ПЛ «Ленинец», в начале ноября того же года переведён штурманом на «Правду» (возможно, дублёром). Приказом НКО СССР от 16 декабря 1934 г. присвоено звание командира РККФ, назначен штурманом на подводную лодку типа «М» и отправлен в г.Николаев, где строились «малютки» VI-бис серии для КБФ (10-й и 11-й дивизионы). Летом (возможно, в мае ) 1935 г. вернулся на Балтику командиром М-77. Лейтенант (22.03.36 г.). С июня 1936 г. (требует уточнения) - командир БЧ-1 М-85, но уже в июле (приказ командира 2-й БПЛ № 061 от 9.07.36 г.) допущен к исполнению должности штурмана 23-го дивизиона ПЛ, утверждён командующим КБФ 27 октября 1936 г. Через год направлен на учёбу , приказом НКО СССР № 010 от 2.02.37 г. зачислен слушателем Командного отдела УОПП имени С.М.Кирова. В 1938 г. окончил УОПП и приказом НК ВМФ от 25-го июля 1938 г. назначен на Черноморский флот помощником командира Щ-209. Интересно отметить, что в оригинале приказа имеется приписка от руки: «Вызвать. Сделать первое и последнее предупреждение. 25.7.38». Видимо, проступок Пархоменко Г.В. был не из лёгких! Однако меньше чем через месяц, 16-го августа 1938 г., лейтенант Пархоменко Г.В. назначается наркомом ВМФ командиром М-75, а 14-го февраля получает военное звание «старший лейтенант, с выслугой 1 год» (Одна из особенностей того времени: присваивается звание с указанием срока выслуги в нём до присвоения очередного). Приказом Военного Совета КБФ № 0130 от 22.04.39 г. Пархоменко допускается к ИД командира новой лодки XII-й серии М-93, утверждается наркомом ВМФ 4 мая того же года. Вскоре переводит лодку на Север (с 16.06.39 г. - М-176). 14-го февраля 1940 г. «за нарушение устава, халатное отношение к выполнению боевого задания по несению дозорной службы, потерю места нахождения подводной лодки в море» от занимаемой должности отстранён и назначен помощником командира Щ-403 2-го дивизиона БПЛ СФ. Наконец, 24.09.40 г. старший лейтенант Пархоменко Г.В. назначается командиром по штатной части 1-го отделения 1-го отдела Организационно-строевого управления КБФ. Погиб в августе 1941 г. при прорыве кораблей из Таллина в Кронштадт, капитан-лейтенант.

Андрей С.: Виктор пишет: Глеб Владимирович Пархоменко родился в 1910 г., русский, из рабочих, в РККА с 1928 г. Виктор Николаевич! В архивных документах, размещённых на сайте "ОБД-Мемориал", Пархоменко считается украинцем. Вот ссылки: http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/058/00001561.JPG http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-0117/00000657.jpg. Да и фамилия об этом свидетельствует... Виктор пишет: 12-го февраля 1940 г. приказом Н.Г.Кузнецова Пархоменко Г.В. отстранён от занимаемой должности командира М-176, а 13.04.40 г. командиром её назначен недавно переведённый с ЧФ старший лейтенант Бондаревич И.Л., который и стал последним. Виктор пишет: 14-го февраля 1940 г. «за нарушение устава, халатное отношение к выполнению боевого задания по несению дозорной службы, потерю места нахождения подводной лодки в море» от занимаемой должности отстранён и назначен помощником командира Щ-403 2-го дивизиона БПЛ СФ. Виктор Николаевич, не могли бы Вы уточнить, какого именно февраля (12-го или 14-го) Пархоменко был отстранён от командования М-176?

Виктор: Андрей, похоже, я снова «прокололся»: Пархоменко отстранён и назначен с понижением приказом НК ВМФ от 14 февраля 1940 г. По второму вопросу: были и у меня сомнения, что Пархоменко русский, однако так указано в документе (РГА ВМФ, р-92, оп. 24, д. 441, л. 405). Допускаю, что в нём допущена ошибка.


Андрей С.: Спасибо Вам за ответы, Виктор Николаевич! Ещё такой вопрос по биографии Пархоменко: какой именно лодкой "М-77" командовал в 1935 году Пархоменко на Балтике? Вопрос вызван тем, что кроме лодки с заводским номером 61/294, которая в дальнейшем всю службу носила наименование "М-77", С.С.Бережной указывает, что подводная лодка "М-45" (до 1939 - "М-85") до 1935 года также именовалась "М-77". Возможно эта неразбериха как-то связана с совпадением заводских номеров: Заблоцкий и Дмитриев указывают в качестве заводского номера "М-85" - 294. Переименование "малышей" вызывает головную боль при попытке разобраться в этом!

Виктор: Ваш вопрос, Андрей, вызвал желание разобраться, наконец, в крайне запутанной и в значительной части неверно представленной (причём, абсолютно всеми авторами, которые писали об этом) истории подводных лодок с обозначением М-77 и попытаться убрать из этой истории искажения. Допущенная около тридцати лет назад (в силу разных причин, в подавляющем большинстве объективных) ошибка до сих пор повторяется и, что довольно странно, не вызывает сомнений у самых «крутых» знатоков и исследователей истории подводного флота СССР. Думаю, пришло время рассказать далеко не полную, но подлинную историю некоторых подводных лодок, в том числе и названной Вами «М-77». Подводной лодки с двойным заводским номером (61/294, т.е. ленинградским и николаевским) никогда не существовало. Лодка Николаевского Государственного завода (НГЗ) имени А.Марти заводской № 294 в 1935 г. перевезена в Ленинград и после восстановительного монтажа приступила к испытаниям. В архиве ВМФ хранится приказ командующего КБФ от 17-го сентября 1935 г., которым предписано с 1-го сентября выплачивать морское денежное довольствие личному составу начавшей ходовые испытания подводной лодки М-77. Официальные государственные испытания закончились 4.11.35 г., тогда же подписан приёмный акт № 166. О вступлении в строй отдан приказ по флоту № 0023 от 22-го ноября 1935 г., где сказано: окончившую сдаточные испытания подводную лодку М-77 числить с 15-го ноября 1935 г. вступившей в строй действующих кораблей КБФ с зачислением в 10-й дивизион 2-й БПЛ. В 1936 г. переименована в подводную лодку М-85 (именно в то время и по этой причине командир М-77 старший лейтенант Субботин Г.А. оказался командиром М-85, а штурман М-77 Пархоменко Г.В. - командиром БЧ-1 М-85). Во исполнение постановления правительства от 31.07.39 г. об отправке на Тихоокеанский флот десяти подводных лодок типа «М» из состава Краснознамённого Балтийского и Черноморского флотов в том же году перевезена на Дальний Восток. Судя по архивным документам, первые балтийские четыре лодки, среди которых была и М-85, погружены на транспортёры в августе 1939 г., отправка намечена на 18-20 августа. Видимо, А.В.Платонов прав, называя 19-е августа датой отправки М-85 на ДВ. Как известно, 27 октября 1939 г. переименована в М-45. Лодкой командовал тогда старший лейтенант Тращенко Семён Зосимович, командиром БЧ-1 был лейтенант Сазонов С.С., а командиром БЧ-5 - воентехник 1 ранга Вдовиченко Н.К. Подводная лодка (зав. № 61), построенная в Ленинграде на Государственном судостроительном и механическом заводе «Судомех» , в планах организационных мероприятий на КБФ и дополнениях и изменениях к ним, разрабатываемых в Штабе РККА, именовалась сначала М-65, затем М-75 и, наконец, М-85, под последним обозначением и вышла на испытания. Приказом командующего КБФ № 0106 от 8.05.36 г. личный состав подводной лодки М-85, начавшей ходовые испытания, с 0 часов 27-го апреля 1936 г. зачисляется на морское денежное довольствие. После окончания заводских лодка с 27 мая была допущена к официальным сдаточным испытаниям. Принимала корабль Комиссия, назначенная приказом по МС РККА № 044 от 29.04.36 г. под председательством военинженера 1 ранга Кюна Н.И. 13-го июня 1936 г. начальник 4-го отдела штаба КБФ капитан 2-го ранга Петров Б.А. сообщил начальнику Отдела кораблестроения Управления МС РККА инженеру-флагману 2-го ранга Алякрицкому Б.Е. «оперативные номера, присвоенные находящимся в постройке подводным лодкам КБФ», в том числе лодке типа «М» VI-бис серии заводской № 61 - «М-77». К сожалению, приказа о присвоении номеров найти (надеюсь - «пока») не удалось. Приказом командующего КБФ № 0171 от 25-го июня 1936 г. закончившая сдаточные испытания и принятая от завода «Судомех» подводная лодка М-77 (заводской № 61) с 25-го июня 1936 г. включена в состав действующих кораблей КБФ с зачислением в 24-й дивизион 2-й БПЛ. С того же числа на лодке приказано поднять военно-морской флаг и числить её вступившей в кампанию. Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос. Только почему Вы пишете, что Пархоменко Г.В командовал М-77? ________________________________________

Андрей С.: Виктор пишет: Летом (возможно, в мае ) 1935 г. вернулся на Балтику командиром М-77. Всё только с Ваших слов, Виктор Николаевич! Теперь уже понимаю, что, скорее всего, Вами в спешке было пропущено "БЧ-1"...

Remius: Виктор пишет: Андрей, похоже, я снова «прокололся»: Пархоменко отстранён и назначен с понижением приказом НК ВМФ от 14 февраля 1940 г. По второму вопросу: были и у меня сомнения, что Пархоменко русский, однако так указано в документе (РГА ВМФ, р-92, оп. 24, д. 441, л. 405). Допускаю, что в нём допущена ошибка. В связи с этим вопрос: а кто командовал М-176 в походе 12-20 февраля 1940 г.?

Буйный: Судя по приведенному послужному списку, служба Пархоменко на подводных лодках была непродолжительной и непримичательной. Самое яркое событие - переход на М-176 на СФ. Офицер ничем не запомнился ни своим командирам, ни подчиненным...



полная версия страницы